Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что смотрит Петербург? 29/5/2006

Не болейте! // В том числе за Диму Билана

Дмитрий Циликин

Общим местом стали рассуждения про то, как у нас-де восстанавливается советская власть. Ну да, восстанавливается… А впрочем, она не слишком-то и разрушалась — так, просто ушла в тенек передохнуть, сил поднабраться, чтобы с ними, с новыми силами, вновь предстать во всей красе своих левиафановских хвоста, хитинового панциря и пасти: "Здравству-у-у-йте! Никак соскучились?"

Но советская власть — как пошлость (собственно, одной из ярчайших разновидностей пошлости она и является): поди определи, что она такое. Ну, там, врут всё и всем. И все всех ненавидят. Воруют дружно. Ходят исключительно строем. Кругом социальный оптимизм — впрочем, полупьяный или с похмелья. И еще какое-то количество признаков — их можно перечислить, но перечисление тому, кто знает, не даст полноты ощущения, а кто не знает — адекватно не объяснит. И вот он, который не знает, примется возражать: а как же свобода передвижения? акции? валюта туда-сюда продается, а также иномарки любой марки! спутниковое TV! Интернет и вообще широчайший выбор товаров народного потребления!! — думали ли вы двадцать лет назад о таком, мечтали ли хоть одним глазком в этот самый Интернет заглянуть… хотя его толком тогда и не было.

А вот нетушки, милый. Советская власть — как запах: валюта с Интернетом, оно конечно, но если воняет — ты, зная эту вонь, ни с чем ее не спутаешь.

Розы — в Айзеншписов гроб

Вот, значит, у нас конкурс песни "Евровидение". Российскую, буквально, федерацию на нем представляет Первый телевизионный канал. Соответственно, перед началом прямой трансляции финала конкурса из Афин на оном канале происходит специально посвященная предстоящему шоу передача "Пусть говорят", ведомая неким разбитным малым по фамилии Малахов. Первый канал делегировал на "Евровидение" эстрадного исполнителя Билана, которого, по обыкновению этой среды, зовут неполным именем Дима — должно быть, англицизм на манер Тони, Билла и Дика, призванный одомашнить образ оного Билана в противовес пафосным гимнопевцам предыдущих поколений совэстрады.

Итак, Дима Билан стоит на телемосту из Афин. Как всегда прекрасный Жириновский, явившийся в эфире "Пусть говорят" в сиреневых пиджаке и галстуке, кричит: "Помни, Дима, ты представляешь весь православный мир!" Дима, надо отдать ему должное, парирует не хуже: "Раз уж мне выпала такая прекрасная возможность и такая огромная любовь вас…"

Этот самый Билан, заметим, парень не промах. Он, ежели кто не в курсе, — последний "проект" известного поп-музыкального продюсера Юрия Айзеншписа, которому прискучили предыдущие его затеи под названием "Влад Сташевский" и "Никита", и он, как Зевс на фригийского пастуха Ганимеда, обратил на Билана свой царственный взор. И сей злой человек соблазнил очередного бедного смазливого юношу грезой, будто тот может петь и танцевать.

С тех пор немало воды утекло, и Айзеншпис успел гробницы сойти в таинственную сень. Однако, видимо, не одного его тронула скромная Димина краса. А может, ускорение, которое придал ему покойный, обладает такой инерционной силой, что его хватает до сих пор. Но, так или иначе, великий, могучий, прекрасный и свободный "Первый канал" именно Билана назначил "представлять Россию" на "Евровидении". И он ее не только представляет — в том же прямом эфире артист признался: "Я обожаю Россию, обожаю наши души, наши сердца".

Наши сердца незамедлительно ответили взаимностью — в частности, журналист Кушанашвили возопил: "Он займет первое место в память Юрия Шмильевича Айзеншписа!" То есть голоса еврозрителей станут вроде как хорошие свежие розы, брошенные в Айзеншписов гроб.

Там было еще много чего. Например, Билана спрашивают: ты, когда поешь, к кому обращаешься? А бедняга выучил ответ на какой-то другой вопрос, но, услышав этот, поскрежетал малость извилинами и решил все-таки отвечать заученное: "Я ломаю голову, что такое "Евровидение"" — и т.д.

До боли знакомый запах

Далее следует, наконец, собственно конкурс — обычный, как всегда, общеевропейский чемпионат по бездарности. Большинство участников издают "форматный" ритмизованный шум. Билан тоже старательно исполняет все поставленные ему ужимки и прыжки (в частности, вспрыгивает на рояль — что несколько удивительно. На рояле, конечно, и не такое можно проделывать, некоторые даже любят, однако это все-таки музыкальный инструмент, и конкурс — музыкальный, так что хоть здесь можно бы отнестись к фортепьяно малость уважительней) — и в результате занимает второе место.

Пока шло голосование, закадровый комментатор Юрий Аксюта, предводительствующий музыкальным вещанием на "Первом", заявил: "Думаю, вся Россия замерла сейчас у экранов". Когда же оно завершилось, Аксюте изменил его, надо сказать, в общем, корректный тон: "Должен был победить Дима Билан! Нельзя так…" — etc. Его поддержал и кто-то из гостей студии Малахова ("Пусть говорят" продолжилось после объявления результатов): "Самый правильный кандидат — России".
Вот, вот он, этот до боли знакомый запах.

Что такого делает Билан (как и все остальные участники "Евровидения")? Он поет песню. То есть, предполагается, совершает некое действие в сфере художественного. Каковая сфера по природе своей самоценна — ее ценность заключена в ней самой и нигде больше. Ценность художественного произведения измеряется степенью доставляемого им эстетического, интеллектуального, духовного удовольствия, более ничем. Если певец поет прекрасно — слушатели счастливы, если скверно — остаются равнодушны или страдают. Всё.
Однако подлость советской власти состояла, помимо прочего, в том, что искусство, творчество — самую, по определению, свободную область самоосуществления человека — она сделала частью своей мертвецкой идеологии. И ладно бы литературу — инженерию человеческих душ, в самом деле способную влиять на образ мыслей. Но ведь и более чистые, так сказать, абстрактные искусства мокли в этой же мертвой воде. И пианист не просто так Моцарта играл или Баха, а утверждал престиж советской исполнительской школы. И балерина, крутя фуэте, не исполняла придуманные некогда итальянцами виртуозные движения классического танца, но доказывала, что в области балета мы впереди планеты всей. И вообще: "Вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот. Ты представь, что за тобою полоса пограничная идет" (В. Лебедев-Кумач, 1937).

Еще недавно казалось, что эта система поколеблена, треснула… может, даже рухнула. Певцы невозбранно пели, а музыканты играли на разных сценах мира, в оперных и балетных компаниях, в оркестрах с интернациональным составом никто не спрашивал паспорта — имели значение лишь способности и профессионализм. Спортсмены благополучно продавались в команды разных стран и клали с прибором на патриотические вопли: мол, легионеры там зажрались и здесь ни хрена не хотят отстаивать честь Отчизны. Потому что до всех талантливых людей вроде бы дошло: художник служит Богу и своему таланту — более никому.
В процессе творчества (каковым может быть и игра в хоккей, конечно) можно заниматься лишь им и думать только о нем. Талант по природе своей индивидуален и неповторим — и потому представляет исключительно самое себя, а не "советский театр", не "российский спорт" и даже не православный мир, что бы об этом ни думал вице-спикер Государственной думы.

Поединок Пересвета с Челубеем?

Единственная связь, которая может быть установлена между художником и его родиной, — духовная. Художник таинственными и неисповедимыми путями может выразить важнейшие черты национального, он может ощущать себя связанным, соприродным своей стране и народу. Более того, он может даже определить, сформировать какие-то важные черты национального облика. Но он категорически не может быть участником своего рода поединка Пересвета с Челубеем, когда войска-страны делегируют бойцам функцию их персонификации и те должны одержать некую символическую победу.

Из того, что пловец спроворил приплыть на секунду быстрее всех, следует лишь то, что он хорошо плавает. Из того, что Дима Билан занял второе место на "Евровидении", следует исключительно то, что зрители этого международного телевизионного шоу предпочли его всем остальным 22 участникам, а ему — финскую группу Lordi (что, кстати, делает им честь: финны — настоящие живые рокеры, а никак не очередной проект-гомункул панъевропейского Айзеншписа). Но эти забавные обстоятельства не находятся и не могут находиться ни в какой связи ни с государством "Российская Федерация", ни с метафизическим понятием "Россия", и вообще ни с чем, что значительнее бассейна или сцены. Более того, сострадания, если не презрения заслуживает страна, чье величие и унижение определяет степень успеха Димы Билана среди европейских домохозяек.
Все-таки семантика — не дура. "Болеть" — значит, чувствовать себя дурно, значит, в организме что-то разладилось и жизнь болеющего человека протекает плохо, неправильно. Что же тогда означает "болеть за наших?" Да то же самое.

Будьте здоровы.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Три веселые буквы // История одной телепрограммы
Кажется, что КВН существовал всегда.
Подробнее 

Дерьмо vs мыло // Лучший фильм и лучшая империя
Вышедшие в прокат один за другим "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова продемонстрировали два варианта "романа воспитания" - агрессивно-неоварварский и уныло-культурный.
Подробнее 

Паразитарная культура // Сиквел "Иронии судьбы" - плесень на залежалом продукте
"Ирония судьбы.
Подробнее 

Вся Россия - наш детский сад // Новое кино трактует выборы как балаган
Бывают, заметил Пушкин, странные сближенья.
Подробнее 

Эстетика ершика для унитаза // Вербальный экстремизм на TV
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый "Комеди Клаб" (Сomedy Club), выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ.
Подробнее 

Двенадцать. Плюс один // Михалков-проповедник versus Михалков-художник
Новый фильм Никиты Михалкова "12" продемонстрировал неизменность эстетических кондиций и этических установок автора.
Подробнее 

Полный штиль // Новый сезон на телевидении
Замечаю, что во многих интервью уважаемым собеседникам задают немотивированный вопрос: "Как Вы относитесь к современному телевидению?" Вопрос - прием, провокация.
Подробнее 

Органическое бесплодие
Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.
Подробнее 

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка
Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами.
Подробнее 

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии
Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.
Подробнее 

Новый год дома // Неловко за старейшего мастера страны
Еще несколько лет назад телепродюсеры делали выводы: преуспевающая публика имеет возможность встретить Новый год в свете, и, следовательно, дома, у телевизора, остается менее взыскательная аудитория.
Подробнее 

Что смотрит Петербург // Почетное место телевизора // Организатор пространства и досуга
В любой квартире телевизор занимает почетное место.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru