Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Петербургские страсти 22/5/2006

Анна Орлова-Чесменская // Тайна души и драгоценного саркофага

Евгений АНИСИМОВ

Из уст в уста переходит леденящая кровь легенда: в начале 1930-х гг. чекисты вскрыли гроб графини Орловой-Чесменской в Юрьевом монастыре под Новгородом и были потрясены тем, что покойница лежала как-то неестественно, волосы ее были всклокочены, а одежда на груди порвана. Казалось, что усопшая металась в гробу, что ее похоронили живой или впавшей в летаргический сон...

Дочь знаменитого вельможи графа Алексея Орлова-Чесменского, Анна выросла девушкой необычайной. Она как будто светилась изнутри. "Была высокого роста, очень полная, представительная особа, никогда не была красива, даже в молодости, но у нее было удивительно светлое и доброе выражение лица", - писала о ней фрейлина Фредерикс. Графиня Блудова утверждала: Орлова "была недюжинная натура, и, несмотря на ее далеко не красивое лицо и ничем не замечательный разговор, была в ней какая-то искренность, теплота, простота".

Отец обожал дочь, родившуюся в 1785 г., единственную наследницу своих огромных богатств - дворцов, земель, конских заводов. Они - отец и дочь - никогда не расставались. Анна цвела в тени отца, как под кроной могучего дуба, защищавшего ее от всех превратностей жизни. Рано потеряв мать, девочка уже в отрочестве выполняла обязанности хозяйки дома и на приемах и балах в роскошном доме Орловых принимала гостей вместе со своим знаменитым отцом, сияя бриллиантами и счастливой улыбкой.

Власяница под бальным платьем

Смерть Орлова в 1808 г. стала для нее глубочайшим потрясением, душевной катастрофой. Несколько дней Анна провела в беспамятстве, в ней как будто что-то надломилось, и вскоре окружающие заметили в девушке разительную перемену. Стали говорить, что она поклялась отныне во всем руководствоваться Божьим промыслом и совершать только богоугодные дела. Это было так странно для молодой и богатой девушки, выросшей в доме Орлова - месте не самом благочестивом.

Первое, что она сделала после похорон отца, - отказала человеку, который ей нравился и просил ее руки, а именно графу Каменскому, и потом больше никогда не принимала ничьих ухаживаний. Важно, что ее истовая религиозность оставалась скрытой от внешнего мира. Будучи очень набожной, Анна при этом не порвала с двором и светом, не заперлась в молельне, не стала богомольной ханжой, как часто бывает с женщинами неустойчивой психики. Фрейлина великой княгини, а потом императрицы Александры Федоровны (жены Николая I), она участвовала в придворной жизни, танцевала на балах, в 1811 г. даже стала героиней конной кадрили - покорила зрителей и судей своей грацией и ловкостью наездницы. Она сопровождала императрицу в путешествиях и развлечениях. Во всем она была под стать своей госпоже - женщине веселой и жизнерадостной, но вместе с тем удивительно целомудренной и доброй.

Многим графиня Орлова-Чесменская казалась неразрешимой загадкой. Одни замечали, что "одета она была хорошо, но почти по-старушечьи: темное бархатное платье с прекрасным кружевом, длинная нить жемчуга"; другие, наоборот, видели в ней "блистательную светскую даму, которая нисколько не походила на московских богомолок".
За ней особенно внимательно наблюдали в церкви. Она, конечно, не болтала во время службы без умолку, как другие фрейлины, а усердно молилась, но делала это без экзальтации. Общество решило, что под роскошным платьем графиня носит грубую власяницу, а вернувшись с бала и сняв бриллианты, тотчас нацепляет на себя двухпудовые вериги...

Чужая душа - потемки, но, по-видимому, после смерти отца Анна, по своей природе человек неуверенный в себе и слабый, остро нуждалась в вожатом, защитнике, духовном наставнике, бескорыстном учителе. Она опасалась выходить замуж: опасение, что женихов влекут ее невероятные богатства, делало ее недоверчивой к их ухаживаниям. Наконец, в 1818 г. духовный наставник нашелся. Это был архимандрит Фотий.

Без священномудрия

Фотий - фигура в истории церкви весьма одиозная. Скромный новгородский монах, он рано стал популярен в столице, его принимал император Александр, знали и ценили многие сильные мира сего. Внешне хрупкий, болезненный и хилый, он обладал харизматическими способностями: умел влиять на людей, подчинять их своей воле. Несомненно, Фотий был мистиком, который обычно поглощен собой, ждет божественных откровений от внутренних видений и "голосов", а потому чувствует свою богоизбранность. Кроме того, в нем горел огонь Савонаролы, и он яростно обличал язвы и пороки общества. Прославился борьбой против масонов, тайных обществ, видя в этом дьявольский искус. Собственно, благодаря этому Фотий и обратил на себя внимание царя, света и Орловой. Она писала: "Он возбудил во мне внимание тою смелостию, тою неустрашимостию, с какими... стал обличать господствующие заблуждения в вере. Все было против него, начиная со двора. Он не побоялся этого. Я пожелала узнать его и вступила с ним в переписку. Письма его казались мне какими-то апостольскими посланиями. Узнав его более, я убедилась, что он лично для себя ничего не искал".
Сохранившиеся письма Фотия как раз опровергают это суждение - он не был бессребреником, его жгли честолюбие и гордыня. Фотий был лишен, как писал М. Корф, самого главного - "христианского и особенно монашеского смиренномудрия". Действительно, с одной стороны, Фотий - аскет, страстотерпец, борется против "чревобесия" (обжорства) монахов, спит в гробу, а с другой - любит драгоценные ризы, золото, просит Орлову прислать ему лебяжьего пуха для зимней одежды, а иногда требует обновить и надоевшую ему обивку в том самом гробу. После высылки из столицы в Новгородскую губернию за активное вмешательство в политику он стал игуменом скромной обители и в письме к Орловой Фотий с горечью стенает о себе, любимом: "Бедный Фотий! Ты, после четырехлетнего подвижнического и славного течения в звании законоучителя (он преподавал Закон Божий в Кадетском корпусе - Е.А.), только игумен! Ты, после жалованья 1200 рублей и всего готового прочаго, на 200 рублей посажен жить и о всех беспокоиться, внемли и терпи вся..."

Уединение - это когда один или когда вдвоем?

Но уже через несколько лет он самодовольно сообщал Анне: "Я теперь зело богат, в богатые ризы облекусь, живу в великолепном доме и гуляю на добрых конях". Все это стало возможным благодаря богатствам графини Орловой.

Фотий довольно быстро овладел ее душой и подавил ее волю. Он обращался к ней непривычно - на "ты", сурово, даже грубо, ругал ее за излишества и роскошь, к которой она привыкла. Но благодаря связям Орловой, он стал игуменом новгородского Юрьева монастыря, который преобразился на ее же щедрые пожертвования. Правда, за стенами его происходили порой дела неблаговидные, и светским властям приходилось вмешиваться, чтобы навести там порядок.
Но Анна была выше всего этого. Она была убеждена, что Фотий ведет ее по пути спасения. Чтобы быть ближе к своему учителю, Орлова построила в версте от монастыря особняк "Уединение", в котором ее посещал Фотий и где она проводила годы в молитвах и постах. Столица была полна скабрезных сплетен на сей счет. Не чуждый светского злословья, Пушкин писал:

Благочестивая жена

Душою Богу предана,

А грешной плотию

Архимандриту Фотию.

Позднейшие авторы считают, что все же Фотию было важнее владеть не телом, но душой Орловой, и он особенно упорно "утверждал ее в девическом, физическом и духовном девственном состоянии".
Как-то раз Орлова была потрясена, когда во время разговора с Фотием о возможном замужестве он подвел ее к иконе Спасителя, сорвал с пальца графини кольцо с бриллиантом, повесил на образ и воскликнул: "Се - жених твой!" Орлова тут же дала обет безбрачия.

Фотий ловко манипулировал доверчивой графиней. Он требовал от нее почти монашеского поведения, но при этом не позволял ей уйти в монастырь (ведь тогда богатства потекут в ту женскую обитель, в которой она уединится!), не разрешал даже полностью оставить свет - писал, что она есть "предстательница" церкви в мире власть имущих.
Он часто говорил Анне: "Ты не очень превозносись своим богатством, оно греховное, преступно нажитое". Возможно, что он добыл какие-то документы об участии отца Анны в перевороте 1762 г., убийстве Петра III, знал о его неприглядной роли в деле "княжны Таракановой". Не случайно Анна перенесла прах отца и его братьев в Юрьев монастырь и там отмаливала их грехи, жертвуя богатства Орловых обители Фотия.

Фамильная часовня в мужском монастыре

Фотий, болевший какой-то странной гнойной хворью, умер на руках Орловой в 1838 г. и был похоронен в построенном графиней соборе, в особой часовне, где возле фотиевского саркофага Анна приготовила саркофаг и для себя. Это было так странно и даже кощунственно: известно, что, по традиции, все настоятели этого одного из древнейших русских монастырей нашли вечный покой под полом священного Георгиевского собора Юрьева монастыря. Сама же Орлова отличалась крепким здоровьем, никогда не болела, но 5 октября 1848 г., после чаепития в келье игумена Мануила, скоропостижно и непостижимо скончалась. Вскоре ее похоронили, согласно завещанию, возле праха Фотия. Тогда ее наследство составляло 45 млн. руб., и часть этих денег отходила Юрьеву монастырю... И это, в сочетании с находками чекистов, наводит на жутковатые размышления...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Монах Авель
11 марта 1901 г.
Подробнее 

Платон ЗУБОВ // Последний фаворит
Неожиданная смерть Григория Потемкина осенью 1791 года стала важной вехой в истории царствования Екатерины II.
Подробнее 

Мария Федоровна // Дочь Фреденсборга
Фотография, сделанная кем-то, донесла до нас ее облик в тот момент, когда она 11 апреля 1918 г.
Подробнее 

Федор КАРЖАВИН // Преисполненный русским неунывающим духом
Он был истинным сыном своего XVIII века, века Просвещения.
Подробнее 

Авдотья Истомина // "Такая ножка! Такой талант!"
Ее сотворил не столько со своей женой Анисьей спившийся полицейский пристав Илья Истомин, сколько знаменитый балетмейстер Шарль Дидло по прозвищу "Крепостник", стоявший у истоков русского балета.
Подробнее 

Екатерина Нелидова // Преданное сердце одной малявки
Она была в первом, самом знаменитом, выпуске Смольного института, который был любимым детищем Екатерины II и ее сподвижника Ивана Бецкого.
Подробнее 

Александра Федоровна // Императрица не для толпы
"Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое хотелось бы проводить исключительно с ней!" Так писал в своем дневнике занятый делами император Николай II.
Подробнее 

Митрополит Арсений МАЦЕЕВИЧ // Инквизитор и мученик
Он всегда слыл жестким, непреклонным и суровым инквизитором.
Подробнее 

Аполлинария СУСЛОВА // Жрица русской любви
Аполлинария производила неизгладимое впечатление: стройная девушка "с большими серо-голубыми глазами, с правильными чертами умного лица, с гордо закинутой головой, обрамленной великолепными косами.
Подробнее 

Григорий ОРЛОВ // Долгое прощание с "кипучим лентяем"
В начале 70-х годов ХVIII века в личной жизни Екатерины II наступил серьезный кризис.
Подробнее 

Князь Михаил Голицын // "Прямой сын Отечества"
Екатерина Великая поучала потомков: "Изучайте людей...
Подробнее 

Глафира Алымова // Судьба смолянки
Александр Бенуа писал об этой знаменитой картине Дмитрия Левицкого: "Вот это истинный восемнадцатый век во всем его жеманстве и кокетливой простоте и положительно этот портрет производит сильное неизгладимое впечатление как прогулка по Трианону или Павловску".
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru