Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 6/2/2006

СССР после распада // Страны Балтии* // Секуратизация, демократизация, коррупция

Дмитрий ЛАНКО

В 1995 г. Литва, а вслед за ней Латвия и Эстония достигли высшего уровня демократизации. Во всяком случае, именно так оценила их успехи международная неправительственная организация Freedom House. Однако менее чем через десять лет, в 2004 г., та же Freedom House понизила индекс уважения политических прав граждан в Литве на один пункт.

Скандальный импичмент

Политический кризис в Литве 2004 г. связан с именем президента страны Роландаса Паксаса. Утверждается, что именно его действия стали причиной утечки информации о деталях сделки по приобретению нескольких вертолетов. Некие российские бизнесмены планировали извлечь выгоду из этой информации. Однако об утечке стало известно правоохранительным органам Литвы, и в кратчайшие сроки эта проблема стала предметом парламентского расследования.

Обычный коррупционный скандал усугублялся двумя моментами.

Во-первых, хотя Литва и является членом НАТО, военный потенциал этой страны остается незначительным, и приобретение нескольких вертолетов было способно существенно его изменить. Соответственно, коррупционный скандал приобрел окраску проблемы национальной безопасности.

В глазах же как литовской элиты, так и литовского общества проблемы безопасности обладают несомненным приоритетом по сравнению с экономическими. Едва ли утечка информации по сделке, связанной с приобретением Литвой, например, партии маневровых тепловозов, привела бы к возникновению подобного скандала. Таким образом, своеобразную секуратизацию можно назвать среди основных причин того, что коррупционный скандал в Литве сыграл столь значимую роль.

Во-вторых, ситуацию усугубило еще и то, что бизнесмены, ранее финансировавшие избирательную кампанию Паксаса, а затем решившие воспользоваться своими близкими отношениями с литовским президентом в коммерческих целях, оказались не западноевропейскими или американскими, а именно российскими.

Хорошо известен скандал, разразившийся в российско-литовских отношениях в сентябре 2005 г., когда наш военный самолет, направлявшийся из Ленинградской области в Калининград, в силу технических причин был вынужден пойти на аварийное приземление на литовской территории. Этот скандал заставил по-новому оценить подход Литвы к отношениям с Россией, который несколько отличается от подходов других стран Балтии.

Подогретое общественное мнение заставило парламентскую комиссию по расследованию инцидента трудиться с максимальной эффективностью, а когда работа комиссии была завершена, наказать виновных с максимальной строгостью. В результате в литовском парламенте была запущена процедура импичмента, и президент Паксас был отрешен от должности.

Надо сказать, что процедура импичмента, хотя она и предусмотрена в политических системах практически всех демократических государств, где существует институт президента, на практике является достаточно редким явлением. Таким образом, импичмент литовского президента заставил западных наблюдателей пересмотреть свой подход не столько даже конкретно к Паксасу, сколько к литовской демократии в целом. При этом аргументы литовской элиты — что кризис был инициирован "русскими" и затронул национальную безопасность страны — не были приняты во внимание. Иностранных наблюдателей заинтересовал лишь тот факт, что литовский президент оказался зависим от экономических интересов неких компаний. В результате Freedom House понизила индекс уважения политических прав граждан Литвы.

Богатство и свобода

Случай Литвы, казалось бы, в очередной раз подтвердил тезис тех исследователей, которые усматривают связь между уровнем экономического развития страны и степенью ее демократизации. В самом деле, Литва является наименее успешной из трех стран Балтии, с точки зрения темпов экономического развития в 1990-е годы. Соответственно, СМИ Эстонии, хотя и не могли пройти мимо коррупционного скандала в Литве, тем не менее, не уделили ему достаточного внимания. Их основной аргумент заключался в том, что Литва — страна бедная, а потому в ней должны были возникнуть проблемы с демократией; в более же богатой Эстонии таких проблем возникнуть не может. Однако так ли это на самом деле?
Действительно, в большинстве своем развитые демократии являются также и промышленно развитыми странами, в то время как для большинства аграрных стран "третьего мира" демократизация является не более чем кратковременным завоеванием, и после пяти – десяти лет демократического правления эти страны скатываются в пучину гражданской войны либо военной диктатуры. В Европе на протяжении ХХ века демократизация быстрее проходила на промышленно развитом севере, нежели на относительно аграрном юге.

В определенной степени эти выводы подтверждает экономическая ситуация в странах Балтии. В Латвии, где экономический рост на протяжении последних десяти лет оставался стабильным, демократические институты также стабильно развивались — без каких-либо прорывов в области, например, политических прав русскоязычного населения, но и без значительных кризисов. Кстати, именно на макроэкономических показателях Латвии финансовый кризис 1998 г. в России сказался в наименьшей степени.
В Эстонии период экстенсивного роста, который продолжался на протяжении всей второй половины 1990-х годов (за исключением 1999 г., когда свою роль сыграл российский кризис), в настоящее время сменился периодом устойчивого роста (порядка 5% ВВП в год), а, соответственно, трансформация демократических институтов также приобрела устойчивую форму.

В то же время в Литве, где период бурного экономического роста, аналогичный эстонскому, был прерван падением ВВП в 1999-2000 гг., в начале нового века темпы роста вновь увеличились, что, возможно, стало одним из факторов возникновения угрозы для демократии.

Если все берут, то почему не я?

В странах англосаксонской модели роль отдельного чиновника в процессе принятия вверенного его компетенции решения гораздо выше, чем в странах Восточной Европы. Это различие становится очевидным каждому, кто попытается сравнить процесс получения, например, американской и эстонской виз в соответствующих генеральных консульствах Петербурга.
Для получения эстонской визы существует строго оговоренный перечень документов, который должно предоставить лицо, ходатайствующее о получении визы. Отсутствие или ненадлежащее оформление одного из этих документов делает получение визы невозможным, однако при наличии всех требуемых документов случаи отказа в визе являются довольно редкими. Напротив, для получения американской визы конкретного перечня предоставляемых документов не существует, а решение о выдаче визы принимает консул в меру своей компетенции. При этом были случаи, когда визу получал гражданин, не представивший вообще никаких документов, а бывали случаи, когда представление десятков различных документов все равно оборачивалось отказом в выдаче визы.

Казалось бы, в таких условиях коррупция должна быть в большей степени развита в США, чем в Эстонии, однако на деле имеет место обратное. Причина этого — в различиях мировоззрения граждан США и Эстонии, становящихся чиновниками. Для американца приоритет имеет сфера его собственной компетенции. В гораздо меньшей степени его волнует бюрократическая система страны как таковая. Для чиновника стран Балтии система, представляющаяся насквозь коррумпированной, имеет приоритетное значение. Его основной аргумент звучит следующим образом: "Если все берут взятки, то почему не я?"
И еще один важный момент. По мнению американского политолога эстонского происхождения, кандидата в президенты Эстонии на выборах 1992 г. Рейна Таагепера, возникновению коррупции в наименьшей степени способствует та политическая культура, где государство рассматривается в рациональном контексте, а свобода самовыражения превалирует над материальной выгодой в качестве стимула поведения. Именно такую позицию занимают страны Северной Европы, и именно поэтому там наблюдается самый низкий уровень коррупции.

В политической культуре стран Балтии государство рассматривается в рационалистическом ключе, однако материальные стимулы поведения превалируют над всеми остальными. Причем политическая культура Литвы отличается от той, что сложилась в Латвии и Эстонии: если в последних рационалистическое восприятие государства является устоявшейся традицией, то ситуация в Литве из-за влияния католицизма в большей степени напоминает российскую.
Таагепера говорил о том, что эти страны "одной ногой шагнули в протестантскую Европу, а другой застряли в православных болотах". А потому коррупция в странах Балтии действует по тем же законам, что и в России, хотя ее роль в жизни общества все же не столь велика.

---

*- Цикл статей под рубрикой "СССР после распада" публикуется на основе книги, готовящейся к изданию авторским коллективом в составе канд. полит. наук Гельмана В.Я., докт. филол. наук Добронравина Н.А., канд. экон. наук Заостровцева А.П., докт. ист. наук Колоницкого Б.И., канд. полит. наук Ланко Д.А., канд. экон. наук Травина Д.Я. (научные редакторы — канд. экон. наук Маргания О.Л. и канд. экон. наук Травин Д.Я.).

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru