Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 5/12/2005

"Берингов мост" // Маниловщина длиной 82 000 метров

Дмитрий ТРАВИН

Философ Вадим Штепа опубликовал на страницах "Дела" ряд весьма интересных статей. Однако последний его проект, предполагающий соединение России и Америки с помощью длиннющей магистрали, включающей "Берингов мост" (или тоннель?), к сожалению, поставил экономику на службу философским идеям, совершенно оторванным от реальной жизни.

Может, и не стоило бы полемизировать с автором, если бы статья "82 000 метров из "вчера" в "завтра"" (28 ноября 2005) была опубликована где-нибудь в "желтом" издании, регулярно отыскивающем сенсации ради повышения своего тиража. Но "Дело", в котором я имею честь публиковаться с первого номера, все 10 лет своего существования писало, как правило, о серьезном Деле. Поэтому у читателя может сложиться представление, будто строительство такого рода магистралей действительно имеет хоть какой-то практический смысл. А препятствует этому лишь узколобая власть.

Еще один БАМ?

Власть наша действительно узколоба, и ее есть за что критиковать. Но до тех пор, пока она воздерживается от реализации за бюджетный счет такого рода амбициозных проектов, ее можно и похвалить. Безумную стоимость "Берингова моста" (особенно с учетом воровства и невозможности точных экономических расчетов в условиях диких холодных восточных земель) трудно даже себе представить, а вот выгод от строительства не будет никаких. Ни экономических, ни даже философских. И это представить себе очень легко.

Штепа полагает, будто реализация идеи "Берингова моста" "повлечет за собой новое масштабное освоение Севера и Сибири, откроет доступ к богатейшим месторождениям сырья, не освоенным ныне именно из-за отсутствия коммуникаций". Напомню, что примерно то же самое говорили в 70-е гг., когда строили Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). Сегодня БАМ находится в тяжелейшем состоянии, возить по нему нечего. Люди, поверившие призывам Родины и переселившиеся туда, бедствуют. Деньги на поддержание чуть теплящейся жизни магистрали уходят огромные (а Штепа, кстати, надеется, что вдоль новой магистрали будут еще возникать новые города). И все потому, что вместо реальных экономических оценок, которые можно делать только в условиях рыночного хозяйства, использовались наивные чиновничьи прожекты.

Впрочем, возможно, я сейчас не вполне точен. Хотя советская пропаганда всегда акцентировала внимание на хозяйственной стороне освоения зоны БАМа, реально мы понимали, что основное значение имеет сторона милитаристская. Китай тогда рассматривался в качестве нашего вероятного противника, а потому слишком рискованно было иметь лишь одну железнодорожную ветку, соединяющую европейскую часть страны с Дальним Востоком. Ветку, которую в любой момент и в любом месте мог бы перерезать агрессор.

Если принять во внимание факт главенства подобного подхода, то получается, что даже БАМ был нужен только советским милитаристам, но никак не народу нашей страны. Тем более не понадобится народу поистине золотой "Берингов мост". Штепа отмечает, правда, что в годы Второй мировой войны трасса могла бы нам пригодиться, но трудно представить себе такую "Третью мировую", к какой следовало бы сегодня готовиться подобным образом.

На радость бюрократам

Но, может быть, экономическую выгоду получат деловые люди, которые смогут, как пишет Штепа, "практически мгновенно перемещаться во "вчера" и в "завтра"" по "Берингову мосту"? Не знаю, есть ли такие деловые люди, которые променяют самолет "Москва - Нью-Йорк" на путешествие (даже очень скоростное) по суше через Чукотку и Аляску. Думаю, после двух-трех таких путешествий они перейдут из разряда деловых людей в разряд безработных.

А вообще-то бизнес XXI века предполагает перемещение не человеческих тел, а информации. Поэтому деловые люди предпочитают вкладывать деньги в развитие мобильной телефонной связи и Интернета. Здесь действительно можно ожидать появления каких-нибудь глобальных проектов.

Еще один аргумент нашего оппонента состоит в следующем: "Трансконтинентальная трасса существенно ускорит экономический и культурный обмен между странами Тихоокеанского региона". Мне, честно говоря, трудно представить себе, какие товары и какие культурные проекты нуждаются в "Беринговом мосте". Может быть, я чего-то не знаю. Но полагаю все же, что если у России есть лишние деньги, то больше пользы принесло бы строительство скоростной магистрали "Петербург - Хельсинки" или создание реально функционирующей паромной переправы, соединяющей наш город с Центральной Европой.

Впрочем, еще лучше было бы вложить эти деньги в организацию зарубежных стажировок питерских студентов. Может быть, тогда у нас стало бы побольше таких ребят, как Тимур Качарава (светлая ему память!), и поменьше таких, как зарезавшие его ублюдки. В Петербурге десятки тысяч молодых людей нуждаются в средствах для расширения культурных контактов. А вот нуждаются ли чукчи в расширении культурных контактов с Аляской посредством "Берингова моста"?

Кстати, о чукчах. Нисколько не сомневаюсь в том, что, если бы "Берингов мост" имел хоть малейшее экономическое значение, "великий чукча" Роман Абрамович давно бы уже пролоббировал его строительство. Уж он-то выгоды не упустит. Но пока чукотский губернатор фантазировать не намерен.
Абрамович - практик, а проект, который так увлек Штепу, заметно отдает маниловщиной. В мечтах гоголевского героя, насколько помнится, мост тоже играл большую роль. Почему-то именно это сооружение часто тешит фантазии несколько отвлеченных мыслителей.

Насколько я понял главную мысль Штепы, привлекают его вовсе не экономическая выгода проекта и даже не культурное развитие чукчей. Главное - мировоззренческая революция, создание системы прямых сетевых связей между регионами, независимых от влияния "российского и американского президентов, для которых удержание прошлого стало главной целью политики".
Идея хорошая, заслуживающая поддержки. Только непонятно, как связана эта идея с безумно дорогим проектом, реализация которого полностью зависит от Москвы, от властной вертикали. Для того чтобы регионы стали ближе друг другу, нужно множество "малых дел", финансируемых множеством частных фондов, отдельных инвесторов и благотворителей. Если же вместо этого предлагается один "проект тысячелетия", вероятность его бюрократизации оказывается почти стопроцентной.

Не играть в азартные игры

Я верю в искренность Штепы и нисколько не подозреваю автора статьи в лоббировании чьих-то корыстных интересов. Но если бы, не дай Бог, его идея действительно восторжествовала, строители властной вертикали очень бы порадовались.

Во-первых, такого рода глобальный проект потребовал бы ужесточения налогового бремени. Поскольку вести строительство за счет сворачивания военных расходов Кремль не стал бы, российским регионам, скорее всего, пришлось бы потуже затянуть пояса. Каждый рубль, пущенный на создание "Берингова моста", - это рубль, отнятый у производителя или у бюджета субъекта федерации.
Во-вторых, данный проект стал бы феноменальной кормушкой для коррупционеров. Сколько денег было уже нажито на знаменитом котловане ВСМ у московского вокзала, на дамбе, конца которой не видно, а самое главное - на восстановлении Чечни. Неужели ко всему этому надо добавить еще и "Берингов мост"? Неужели наш печальный экономический опыт ничему не учит идеалистически настроенных демократов? Неужели они предпочитают оставаться "полезными идиотами", таскающими каштаны из огня для околокремлевских олигархов?

В-третьих, строительство "Берингова моста" может стать еще одним важным аргументом для сохранения на неопределенную перспективу "Единой и неделимой". Стоит лишь начать строить, а потом кремлевская пропаганда будет неустанно твердить о необходимости пресечения любого сепаратизма восточнее Волги, поскольку наши кровные денежки миллиардами вкладывались в территории, справедливо желающие получить большую автономию. Если, скажем, Сибирь захочет решать какие-то важные вопросы без московского участия, то краснодарский или тамбовский обыватель сразу же встанет на дыбы: мы им "Берингов мост" оплатили - пусть до конца века теперь отрабатывают!
Россия много настрадалась в прошлом веке от великих идей, для которых народ стал "подопытным кроликом". Давайте все же поменьше фантазировать с триллионами рублей и с миллионами человеческих жизней.

Штепа полагает, что "будущее принадлежит тем, кто его строит. У остальных его просто нет". Нечто подобное говорили революционеры начала ХХ века, требовавшие от обывателя активности и поддержки радикальных преобразований. Сегодня мы знаем, что у этого поколения будущего не было. У нас оно пока еще есть. Давайте не играть с ним в азартные игры.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru