Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 28/11/2005

Вертикальная горизонталь // 82 000 метров из "вчера" в "завтра"

Вадим ШТЕПА

В декабре текущего года исполняется ровно век с того момента, как французский инженер Лойк де Лобель предложил российскому правительству головокружительный проект - построить трансконтинентальную магистраль из Сибири на Аляску. Оставшаяся нереализованной и впоследствии почти забытая фантастическая идея вновь, однако, становится актуальной.

История мечты

Тогда, 100 лет назад, после прокладки всего за 7 лет самой длинной в мире железнодорожной магистрали - Транссиба - эта задача выглядела технологически вполне разрешимой. За нее готовы были взяться крупные транспортные компании, приветствовал идею и тогдашний российский премьер Сергей Витте.

Однако сразу возникли препоны. Первоначальный замысел, предусматривавший выделение строительному синдикату в долговременную концессию полосы по российской территории, был сразу же отклонен по "патриотическим" соображениям. Впоследствии синдикат дал обязательство строить дорогу под контролем российских властей и силами преимущественно российских рабочих, притом обеспечивая их за свой счет всей необходимой социальной инфраструктурой. Более того, по условиям договора, через 90 лет после начала строительства (т.е. в 1995-1996 гг.) дорога должна была полностью перейти в собственность России. Проект успел получить одобрение российских военного и финансового министерств, но был в итоге забыт. В стране бушевала революция, и российскому правительству явно было не до амбициозных индустриальных планов. Впрочем, и в самих США проект трассы интересовал уже немногих - времена "золотой лихорадки" миновали. А после 1917 года к нему потеряли интерес и владельцы международных синдикатов...

Во время Второй мировой войны об отсутствии трассы пришлось пожалеть, поскольку морские караваны ленд-лиза, направлявшиеся в Мурманск, оказывались добычей для германских подводных лодок, а через Аляску и Сибирь действовал лишь малоподъемный воздушный мост.

После войны о трассе неожиданно вспомнили советские власти. Сталинский проект железной дороги "Салехард - Игарка" был лишь первой частью магистрали, которую предполагалось довести до Чукотки и соединить паромной переправой с Аляской. Какие цели преследовал этот проект - и поныне загадка: вряд ли Сталин всерьез рассчитывал распространить "мировой коммунизм" на Американский континент. Но эта вскоре замороженная "мертвая дорога" на долгие годы дискредитировала идею трансконтинентальной магистрали, придав ей мрачный "гулаговский" антураж.

Очередное возрождение идеи пришлось на 1991-1992 гг., когда был создан международный консорциум "Трансконтиненталь" с американским и российским отделениями. Однако строительству трассы вновь начали сопротивляться российские государственные "реалии". Власть тут же дала задний ход, сославшись на "экономический кризис" и вспомнив старые, вековой давности, "патриотические страшилки" о том, что хищные янки мечтают захватить "нашенский" Дальний Восток. Экономический кризис, замечу, также был упомянут явно всуе, если вспомнить, что США в свое время вышли из "великой депрессии" во многом благодаря именно масштабному транспортному и дорожному строительству.

Империям нужен не мост, а ров

Недавно об этом проекте вспомнил рупор "духовной оппозиции" - газета "Завтра" (наконец-то оправдавшая тем самым свое название), которая опубликовала его новую развернутую версию под громким подзаголовком: "Самый актуальный и перспективный проект нового тысячелетия". Публикация вызвала большой резонанс, а дискуссия уже вышла за пределы газеты. С констатацией "Завтра", думаю, в данном случае согласятся многие, вне зависимости от идеологических предпочтений: "Российская власть узколоба, чурается крупных решений, не способна к стратегии, не мыслит будущим. Бездарно расходует историческое время, погрязнув в манипуляциях, сиюминутных задачах, затыкая дыры в тонущем корабле русской политики. Она так и не выработала "Большого проекта", направляющего национальную жизнь в осмысленное грядущее, чем так силен был разрушенный СССР, поражает воображение нынешний Китай, доминирует сверхдержава США".

Сегодня таким "Большим проектом" и выглядит идея "Берингова моста". Ее реализация повлечет за собой новое, масштабное освоение Севера и Сибири, откроет доступ к богатейшим месторождениям сырья, не освоенным ныне именно из-за отсутствия коммуникаций. Трансконтинентальная трасса существенно ускорит экономический и культурный обмен между странами Тихоокеанского региона, который, по давнему пророчеству Герцена, становится "Средиземным морем будущего".

Кроме того, с глобальной точки зрения, этот проект будет назревшим переходом к позитивной интеграционной международной политике - взамен уже доставшего негативного пафоса "борьбы с мировым терроризмом", который заставляет граждан США, РФ и многих других стран чувствовать себя обитателями "осажденных крепостей"...

Соединение Дальнего Востока планеты с ее Дальним Западом, которые в ясную погоду видны друг другу, будет означать настоящую мировоззренческую революцию. Это станет окончательной и самой наглядной отменой старой восточно-западной геополитики, которая уже непригодна для описания процессов глобализации.

"Берингов мост" мог бы явиться реальным воплощением того, что считается пока лишь уделом фантастов, - машины времени. Дело в том, что по обе стороны 82-километрового Берингова пролива время одинаково, но в разных сутках. Так что при налаженном скоростном сообщении можно будет практически мгновенно перемещаться во "вчера" и в "завтра". Эту уникальную возможность наверняка лучше всех оценят деловые люди...

Однако ни РФ, ни США в лице правящих элит пока ментально не готовы к реализации этого проекта. США принято представлять как некоего "лидера глобализации", хотя на самом деле они строят "глобальную вертикаль", которая является антитезой глобализации в ее истинном понимании. Ведь глобализация, как подчеркивают многие исследователи (Мануэль Кастельс, Кеничи Омаэ и др.), - это переход от централистско-иерархических к сетевым взаимоотношениям и прямым, поверх прежних государственных границ, связям различных регионов в политике, экономике, информации и т.д. Нынешний же агрессивный "атлантизм" вашингтонских политиков, стремление "наводить демократию" в арабских странах и т.д. означают лишь попытку создать некий современный "римейк" Римской империи. То же самое, только в более скромных масштабах, делают и московские "третьи римляне", ликвидируя федеративное устройство России и тотально подавляя и грабя регионы. Север и Сибирь, дающие РФ более 70% экспортной прибыли, считаются по причине управленческого и налогового централизма "дотационными", а "донором" изображается Москва, "крышующая" нефтегазовый бизнес. Такая модель в современной мировой экономике закрепляет за Россией статус "сырьевой провинции".

К слову, на американском Дальнем Западе - от Калифорнии до Аляски - уже зреют предпосылки к непосредственной, а не через Москву и Вашингтон, интеграции с российским Дальним Востоком и Крайним Севером. Существует глобальная межрегиональная организация "Северный форум". И хотя ее влияние на национальные правительства пока не столь велико, как у ЕС или АТЭС, но у этой структуры, как представляется, схожие с ними перспективы.
Империи опасаются прямых сетевых связей между регионами. Они всячески хотели бы сохранить пока еще существующий "восточно-западный" дуализм, без которого они попросту теряют смысл. А мост между их "самыми дальними" (но самыми близкими друг другу!) регионами и станет тем прорывом в будущее, что оставит позади эпоху нынешних российского и американского президентов, для которых удержание прошлого стало главной целью политики...

Новая Гиперборея

Возведение "Берингова моста" будет означать, что "однополярная" Америка и гиперцентрализованная Россия уйдут в историю, уступив место Глобальному Северу.

Сама историческая логика требует преодолеть нелепый разрыв между постиндустриальным миром северных стран и грандиозной Terra Incognita северной и северо-восточной России, население которой сегодня обречено центральной властью на эвакуацию или вымирание.
Но исправить это положение вряд ли поможет трансконтинентальный автобан, предложенный газетой "Завтра". Очевидно, что автоперевозки на такие гигантские расстояния гораздо дороже, медлительнее и малообъемнее, чем железнодорожные. Однако и железная дорога также не годится для трансконтинентальной трассы - еще со времен "мудрых царей" российская колея отличается от мировой. Наиболее подходящим вариантом здесь мог бы стать экологически чистый малозатратный и высокоскоростной "струнный транспорт", давно уже разработанный академиком Юницким, однако до сих пор остающийся не внедренным в экономику.

Трансконтинентальная магистраль, помимо того, что интегрирует российское Зауралье с североамериканским континентом, соединит (как и предлагалось в проекте вековой давности) города двух святых - Санкт-Петербург и Сан-Франциско.
Новый "северный проект" требует настоящей революции в политическом мышлении, по масштабу подобной петровской, - когда вся прежняя московская "элита", умеющая лишь выколачивать дань, была отправлена в историческую отставку. Новые города, которые возникнут вдоль магистрали, будут принадлежать иной цивилизации, которой всякий национально-государственный централизм покажется глубоко архаичным...

Фантастика когда-нибудь становится реальностью, утопии иногда воплощаются, а будущее всегда принадлежит тем, кто его строит. У остальных его просто нет.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru