Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что смотрит Петербург? 21/11/2005

Суду все ясно // TV от Глеба Павловского до Сергея Есенина

Юлия СТРИЖАК

Юлия Латынина пишет сценарий для "Первого канала", Максим Кононенко - автор сайта vladimir.vladimirovich.ru - работает соведущим Глеба Павловского в программе "Реальная политика", религиовед Максим Шевченко приглашен вести "народно-аналитическую" программу "Судите сами", а телеканалом имени Ирены Лесневской руководят некие Александр Орджоникидзе и Ральф Зибеналер.

Мы вам расскажем о Франции

На телеканалах наблюдается активная кадровая политика - везде новые лица. На "Первом" вместо Светланы Сорокиной ток-шоу подобного формата "Судите сами" ведет Максим Шевченко. Как это теперь модно, господин Шевченко - эксперт, директор Центра стратегических исследований религии и политики современного мира. Он вместе с другими кремлевскими политологами прохлопал "оранжевую революцию" в Украине. Говоря языком американцев, Шевченко спикер, т.е. человек, который в свободной манере может изложить ряд тем. В качестве гостя он привлекался к проектам Познера и той же Сорокиной.

Предложение поработать ведущим телепрограммы ему сделал лично Константин Эрнст, причем, вероятно, ни с кем при этом не советовался. Темы программы актуальны: убийство иностранного студента, беспорядки во Франции. Гостей в студии разбивают на два лагеря, оба лагеря нападают на основного участника программы. Оказавшиеся в одной команде часто не имеют друг с другом ничего общего, о чем спешат публично поведать на своих сайтах.

Внешне Шевченко чем-то похож на Владимира Соловьева (наш ответ Чемберлену!), но ему категорически не хватает авторитета звезды НТВ: он не может управлять аудиторией, поэтому в студии стоят гвалт и неразбериха; говорят все одновременно. Особенно досталось французской журналистке, которой участники программы наперебой пытались объяснить все про ее родную Францию. Могли бы и послушать свежего человека.

Несмотря на горячую заинтересованность Эрнста, данный проект выходит в эфир глубоко за полночь. Заведомо низкие рейтинги сулят ему недолгую жизнь. Тем более что у конкурентов завелся проект, вызывающий реальный зрительский интерес, - авторская программа "Реальная политика" Глеба Павловского.

Лесть должна быть прямой

Павловский реально знает про всё - от Тимошенко до мага Грабового. Господину Павловскому доводилось принимать участие в телевизионных проектах как гостю, но при создании собственной передачи он доверился профессионалам. И зря. Передача получилась на редкость беспомощная, с телевизионной точки зрения.

Продюсеры посадили политолога в начальственный кабинет за письменный стол, поставили зеленую лампу и шахматы, создали полумрак и атмосферу таинственности. Собственноручно написанные тексты ведущий вынужден читать по телесуфлеру, к которому он не привык; видно, что ему некомфортно, он путается в словах и выглядит пресловутой "говорящей головой". Формат передачи - "Бесплатный сыр" Шендеровича. Подручные Павловского - мистер Паркер (Максим Кононенко), мисс Карандаш (Елизавета Осетинская - шеф-редактор "Ведомостей") и мистер Монблан (профессор Вячеслав Глазычев, член новоявленной Общественной палаты) - ведут себя еще менее естественно. Сам Павловский, в соответствии с газетной терминологией, называет их колумнистами и дает им возможность интерпретировать события, не выходя из придуманного образа. Автор программы также считает, что "политики бесполезны в качестве толкователей политики", поэтому они будут редко появляться в программе.

Образ автора противоречив и до конца не ясен. Если он советник администрации президента, то, вероятно, находится в своем кабинете. Но если у него программа авторская, частная, то зачем автору (опять же эксперту) такой мрачный кабинет? И откуда он знает, как делается реальная политика? Павловский заявлен как политический аналитик и должен отстоять от событий, которые анализирует. При этом мы прекрасно знаем, что он находится внутри, в самом центре системы, и даже некоторым образом направляет все то, что потом с такой одержимостью комментирует.
Сам Павловский называет эту передачу своим "социальным проектом, почти благотворительным". Стоит ли так лукавить? НТВ - не то место, где занимаются благотворительностью, а господин Павловский, считай, выиграл государственный заказ на создание кремлевского проекта. Это - царская милость, особенно учитывая его неудачи в Киеве.

Ранее Павловский появлялся в телепрограммах редко, вполне в формате "диссидентства" часами сидел на галерке в "Свободе слова" и ждал, пока Савик Шустер даст ему микрофон. Он мог не вызывать симпатий, но его выступления отличали интеллект и оригинальность. Сайт vladimir.vladimirovich.ru тоже казался полулегальным; ходили слухи, что его в Кремле читают, хотят знать, как народ о них думает. Эти же байки (с обращениями "брателло") теперь произносят то ли Куклы, то ли Хрюны, но звучат они иначе, не смешно и пошло. К тому же оказалось, что прихлопнуть при необходимости сайт - дело нехитрое: исчезла же "вся правда Беслана" из сети.
"Реальная политика" кажется чистой воды инфотейнментом, но задачи на нее возложены серьезные. Лесть должна быть прямой и грубой. "Я на стороне Кремля потому, что за ним не столько сила власти, сколько власть знания, - говорит Павловский. - Путин умнее собственной системы, он первым предлагает идеи и первым же критикует их реализацию".

После известных событий на НТВ и закрытия проекта Сорокиной в эфире возник политический вакуум. НТВ пошло по пути создания гламурных проектов с Ксенией Собчак и Оксаной Робски, "Первый" не налюбуется на Лолиту, а государственный канал "Россия" не может прийти в себя от счастья, что получил права на всего Петросяна. Однако социологические исследования дают неутешительные данные о падении телесмотрения среди работающей, платежеспособной публики: ну не нужны ей мыльные сериалы, Лолита и Петросян.
Одновременное создание политических аналитических проектов на магистральных телеканалах - это попытка вернуть зрителя к экрану. При помощи нефтедолларов и телевизора легко манипулировать обществом, запугать или убедить его, когда потребуется. Но при этом нужна самая "малость". Нужно, чтобы общество желало смотреть эфир.

Добрались и до Ren TV

На Ren TV сняли с эфира сюжет из программы Марианны Максимовской "Неделя". Сюжет был о перспективах воссоединения России и Казахстана, а также о возможных поворотах в карьере президента РФ.

Сюжеты снимали с эфира и раньше (например, из программы Леонида Парфенова на НТВ). Снимали даже фильмы Елены Масюк на "России". Но на Ren TV такого не было никогда. До тех пор, пока канал не покинули Ирена и Дмитрий Лесневские, пожелав ему "преемственности и сохранения свободолюбивого духа".
Они не работают на созданном ими канале уже больше месяца. "Лесневские - одни из немногих профессионалов, работающих на рынке, - комментирует ситуацию генеральный директор телеканала СТО Виктория Корхина, которую связывают долгие творческие отношения с Лесневскими. - Сегодня таких профессионалов можно перечислить по пальцам: их пятеро. Лесневские развили телевизионный бизнес с нуля, и они единственные, кто смог сделать его прибыльным. Их уход с рынка в качестве вещателей - большая потеря для всего медийного сообщества. Возмутительно, что никто не встал на их защиту. Им было сделано предложение, от которого нельзя было отказаться. И я не имею в виду материальную выгоду".

Компанию Ren TV Ирена и Дмитрий Лесневские создали в 1991 году (для этого им пришлось заложить квартиру). Идея ОРТ, кстати, также принадлежит Ирене. Свою компанию они формировали за счет кредитов, прирастали аудиторией, создавали и ликвидировали проекты, строили планы на будущее. В октябре этого года после завершения сделок по приобретению акций новыми владельцами Лесневские подали в отставку; они не захотели быть просто наемными менеджерами.

Фабрика грез

Первый превращается в мощное PR-агентство по раскрутке собственных проектов. Демонстрация сериала "Есенин" сопровождается показом документальных фильмов "Есенин" и "Дети Есенина", рекламой графоманской книги Безрукова-старшего "Есенин", бесконечным приглашением участников проекта во все ток-шоу. Всеядный Сергей Безруков берется играть и бандита, и деревенского участкового, и национального поэта. Причем делает это из рук вон плохо.
На фоне отечественных актеров, привыкших гнать халтуру, профессиональная игра американской актрисы Шон Янг особенно заметна. Сценарий не выдерживает никакой критики. Фильм изобилует историческими неточностями: не мог Шостакович к 1922 году написать "Где эта улица, где этот дом"; мы в следующем году его столетие отмечаем; и ЗакСы стали размещать в экспроприированных дворцах в середине 30-х - не мог там Есенин свадьбу справлять; да и многое другое - одни царские дочки чего стоят. Жалкий конферанс крашеного Безрукова не имеет к Есенину никакого отношения.

А главное - за всеми этими бабами, большевиками, попойками и колосками в Константиново не видно поэта. Потрясающее равнодушие продюсеров "Первого" к делу, которым занимается человек. Даешь лохматые сенсационные версии!
Поддерживая светскую беседу с таксистом, я поинтересовалась, не смотрит ли он сериал "Есенин"? "А чего его смотреть, алкоголик он - и точка". Как говорится, суду все ясно.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Три веселые буквы // История одной телепрограммы
Кажется, что КВН существовал всегда.
Подробнее 

Дерьмо vs мыло // Лучший фильм и лучшая империя
Вышедшие в прокат один за другим "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова продемонстрировали два варианта "романа воспитания" - агрессивно-неоварварский и уныло-культурный.
Подробнее 

Паразитарная культура // Сиквел "Иронии судьбы" - плесень на залежалом продукте
"Ирония судьбы.
Подробнее 

Вся Россия - наш детский сад // Новое кино трактует выборы как балаган
Бывают, заметил Пушкин, странные сближенья.
Подробнее 

Эстетика ершика для унитаза // Вербальный экстремизм на TV
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый "Комеди Клаб" (Сomedy Club), выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ.
Подробнее 

Двенадцать. Плюс один // Михалков-проповедник versus Михалков-художник
Новый фильм Никиты Михалкова "12" продемонстрировал неизменность эстетических кондиций и этических установок автора.
Подробнее 

Полный штиль // Новый сезон на телевидении
Замечаю, что во многих интервью уважаемым собеседникам задают немотивированный вопрос: "Как Вы относитесь к современному телевидению?" Вопрос - прием, провокация.
Подробнее 

Органическое бесплодие
Вышедшие в прокат почти одновременно российские фильмы "Параграф 78" и "Любовь-морковь", несмотря на то, что первый его авторы квалифицируют как "фантастический боевик", а второй - как комедию, оказались типологически похожи буквально до степени смешения.
Подробнее 

Не надо песен! // С талантами в стране напряженка
Начало весны в телевизионном пространстве было наполнено передачами "навстречу выборам", сладкими обещаниями и дешевыми рекламными роликами.
Подробнее 

Русь трансгенная // "Волкодав" как зеркало новейшей российской идеологии
Форумы в интернете забиты страшной руганью фанатов книжек "Великой писательницы Марии Семеновой" про богатыря Волкодава - четвертование режиссера Николая Лебедева они полагают самой мягкой формой возмездия за учиненную им экранизацию.
Подробнее 

Новый год дома // Неловко за старейшего мастера страны
Еще несколько лет назад телепродюсеры делали выводы: преуспевающая публика имеет возможность встретить Новый год в свете, и, следовательно, дома, у телевизора, остается менее взыскательная аудитория.
Подробнее 

Что смотрит Петербург // Почетное место телевизора // Организатор пространства и досуга
В любой квартире телевизор занимает почетное место.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru