Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Анализ 11/4/2005

Дым из Отечества // Государства приходят и уходят. Регионы остаются

Даниил КОЦЮБИНСКИЙ

Резкое и свободное дыханье всероссийской улицы четвертый месяц подряд рушит карточные домики "системных" политиков и аналитиков и повергает их в священный трепет.

Задним числом, конечно, "все всё понимают". И готовы искать "крайних". Притом одни упирают на "ошибки и просчеты" властей предержащих, другие - на "коварный внешний фактор".

И почти никто не спешит ответить на, казалось бы, самый главный вопрос: почему в авангарде российской "оранжевой стихии" оказались те, кого и власть, и оппозиция до недавних пор считали самыми послушными, управляемыми, забитыми, граждански убогими и т.п.?
Почему Ленинградское шоссе перекрыли не хваленые представители среднего класса, которые, по расчетам "либеральных" столичных политологов, должны были уже давно составить костяк гражданского общества и направить политический процесс "в нужное русло", а "политически отсталые" старики-разбойники, лишенные своих архаических льгот?

Почему первыми обрушили свой оранжевый гнев на местную бюрократию не москвичи или, на худой конец, петербуржцы, а "послушно-патриархальные" мусульмане - башкиры и ингуши?
Ответ на этот вопрос очень плохо виден из Москвы, и в то же время он на поверхности: империя сыпется. А когда империя сыпется, то первыми пробуждаются парии. В России сегодня наиболее угнетены пенсионеры (экономически) и мусульмане (политически). Их внутренний протест вызревал годами и потому прорвался первым.

Однако не стоит все же путать симптомы заболевания с самой болезнью. И бунт "рассерженных старых людей", и волнения жителей республик, уставших от "своих" тиранов, - все это лишь проявления общего процесса стихийного и до конца не вполне еще осознанного возмущения регионов против центра.
На протяжении нескольких лет федеральный центр методично удушал своих провинциальных подданных посредством погружения их в финансовый, экономический и политический вакуум. Кремль неуклонно стремился к тому, чтобы сконцентрировать в своих руках максимум властных и денежных ресурсов, одновременно переложив на плечи регионов, нанизанных на единую "штык-вертикаль", максимум административных и бюджетно-налоговых обязательств. Пресловутая "льготная реформа", к слову, от начала до конца была простроена по этой же вертикально-приказной логике.

В конце концов, империя дошла до той точки преломления абсурда, за которой неизбежен риторический вопрос: что станет с жестко централизованным, лишенным обратных связей государством, не умеющим обеспечить достойную жизнь 90% своих территорий, но зато умеющим сконцентрировать 80% всех национальных активов в пределах пухнущего, как на дрожжах, столичного мегаполиса?

Сезон Кассандры

Примечательно, что именно в последние два года, когда, казалось бы, Кремль "достиг высшей власти" и апогея нефтяного процветания, ощущение того, что встреча имперского "Титаника" с региональным айсбергом уже близка, стало все сильнее захватывать воображение команды обреченного лайнера.

Тон нарастающей тревоги задал сам глава государства в послании к Федеральному собранию 16 мая 2003 года. Владимир Путин вдруг - неожиданно для многих - пустился в пространные рассуждения о серьезных угрозах, перед лицом которых оказалось российское единодержавие. "Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд, - многообещающе подчеркнул тогда Путин. - Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа". Даже оптимистический, на первый взгляд, финал этого мрачноватого пассажа: "Мы, наконец - юридически и фактически, - восстановили единство страны" - при ближайшем рассмотрении оказывался зашифрованным сигналом бедствия.
Дело в том, что такого рода обнадеживающие заявления Владимир Путин делал в своих Посланиях к депутатам уже дважды. В 2000 году он дал соответствующую оценку недавно начавшейся второй Чеченской войны: "Чечня 99-го года напомнила о ранее совершенных ошибках. И лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России". В 2001-м - лаконично подтвердил, что процесс расползания страны остановлен, и, казалось бы, раз и навсегда подвел под этой темой черту. Ощущение того, что "вопрос закрыт", должно было - по умолчанию - закрепить президентское Послание 2002 года, в котором об угрозе распада России не упоминалось вовсе. Но прошел еще год, и тема-Феникс вновь расправила неопалимые крылья.

Очередное заявление о том, что российские власти "избавили страну от реальной угрозы распада", сделанное президентом Путиным в ходе инаугурационной речи 7 мая 2004 г., в этой связи выглядело уже не как тревожная шифрограмма, а как отчаянное заклинание против неумолимо надвигающегося...
Примечательно, что примерно в те же недели в российских СМИ началось активное обсуждение прогноза, сделанного группой американских ученых еще в самом начале путинского президентства (тогда эти пророчества особого внимания российской общественности не привлекли). Речь - об опубликованной на сайте ЦРУ аналитической разработке научного коллектива во главе с географом госдепа США Уильямом Б. Вудом и его помощником Ли Шварцем, которая представляет собой попытку нарисовать будущую политическую карту XXI века. На этой карте Россия предстает распавшейся к 2015 году на шесть-восемь независимых государственных образований (наибольшее из которых - нынешняя Саха-Якутия): Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северные территории, которые будут присоединены к Аляске.

В ходе развернувшейся дискуссии многие российские эксперты - причем из числа настроенных вполне патриотически - чуть ли не хором стали признавать реальность перспективы скорого исчезновения российского государства с политической карты мира: "Такая угроза реально существует. И 2015 год выбран достаточно политкорректно. Я бы говорил даже о 2010-2012 годах" (руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин); "Россия идет к завершению своей истории как целостного государства" (вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов); "На повестке дня сегодня потеря Кавказа и остального постсоветского пространства и вообще распад России, начиная с Северного Кавказа" (руководитель Центра геополитических экспертиз, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин).
В январе 2005 года одна из знаковых фигур путинской команды - директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Черкесов - в обстоятельной беседе с корреспондентом "Комсомольской правды" фактически торпедировал официальный тезис Владимира Путина об окончательной избавленности России от угрозы распада: "Надо смотреть в глаза этой страшной правде - правде о возможности очередного, второго после развала СССР государственного распада. Может быть, последнего. Того, после которого историческое бытие наше окажется исчерпано, а мы перейдем в разряд безгосударственных народов и "мертвых" цивилизаций..."

На минувшей неделе алармистскую эстафету подхватил руководитель администрации президента РФ Дмитрий Медведев: "Если мы не сумеем консолидировать элиты, - заявил он в интервью журналу "Эксперт", - Россия может исчезнуть как единое государство. С географических карт были смыты целые империи, когда их элиты лишились объединяющей идеи и вступили в смертельную схватку".
Учитывая столь низкий уровень державного оптимизма среди тех, кто, по идее, должен быть оптимистом ex officio, вряд ли стоит удивляться росту геополитической меланхолии и среди "простых смертных". Так, согласно данным репрезентативного опроса 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов России, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады 10-14 декабря 2004 года, число тех, кто считает угрозу распада России главнейшей среди прочих, выросло в 2004 году, по сравнению с 2003-м, на 60% и составило 16% от общего числа опрошенных (до этого данный показатель на протяжении нескольких лет оставался стабильным).

Проще всего было бы, наверное, списать массовый рост тревоги за судьбу единого госпространства РФ на Беслан и общее усугубление обстановки в северокавказском регионе. Но такое объяснение оказалось бы в корне неверным. Дело в том, что, согласно данным того же опроса, число тех, кто считает главной угрозой, стоящей перед страной, "распространение войны в Чечне на другие республики Северного Кавказа", за последний год не выросло, а, наоборот, сократилось - с 12% до 10% (в 2000 году этот показатель равнялся 20%).
Таким образом, налицо вроде бы парадокс: государство российское в сознании граждан становится все непобедимее, все круче, все "вертикальнее", а веры в его будущее и у элиты, и у остальной части общества при этом все меньше...

Государство-самоед

Никакого парадокса, впрочем, здесь нет. Просто чем дальше, тем больше очевидна саморазрушительность и бесперспективность поведения "великой и ужасной" России по отношению к самой себе.
"Неадекватная экономическая политика и полный отказ государства от какой-либо ответственности перед обществом вызывают серьезные трудности, - пишет в этой связи Михаил Делягин. - Мы можем войти в кризис, схожий с 1998 годом, а можем войти в кризис, схожий с 1991 годом... Если произойдет раскол, то он произойдет именно из-за неоднородности развития".

Суть упомянутой неоднородности предельно проста: есть федеральный центр - город-герой Москва, куда так или иначе стекаются все российские деньги, - и есть все прочие города и веси, которые платят Кремлю дань. Среди этих последних также есть две категории: подавляющее "безлошадное" большинство, которое после уплаты всех федеральных оброков оказывается не в состоянии свести концы с концами и садится на тощую иглу федеральных трансфертов, и 8-10 "середняков", у которых после всех барских изъятий кое-что в хозяйстве все же остается.
С каждым годом финансово-экономичекая пропасть между центром и окраинами становится все глубже. Так, согласно данным Счетной палаты РФ, число высокодотационных регионов в течение 2004 года выросло с 29 до 31. За тот же период долговые обязательства субъектов РФ увеличились на 28% и составили 278, 7 млрд. руб.

На протяжении последних семи лет доля регионов в консолидированном бюджете страны неуклонно снижалась. Особенно резкий скачок вниз (почти на 6%) пришелся на 2001 год, когда Кремль официально приступил к строительству "вертикали власти". В 2005 году, согласно данным депутата Государственной думы Оксаны Дмитриевой, региональная доля в консолидированном бюджете России в очередной раз уменьшится и достигнет рекордно низкого уровня - 39,3%.
Проблема "имперской удавки", которая держит громадное большинство российских территорий в полузадушенном состоянии, сводится, впрочем, не к одной только налоговой продразверстке. Не менее важно то, что уровень самостоятельности регионов абсолютно недостаточен. В результате регионы не могут полноценно реализовать свой хозяйственный потенциал и проводить эффективную инвестиционную политику. Нет нужды приводить конкретные примеры: список региональных жертв федеральной бюрократической узды - от Калининграда до Владивостока - бесконечен.

Бунт в головах?

Неудивительно, что именно в последние годы, когда контраст между российским нефтеэкспортным бумом и продолжающейся в большинстве регионов "великой депрессией" стал особенно явен, перед Кремлем начала постепенно вырисовываться перспектива регионального сепаратизма.
"Сегодня проблема не в русофобе Збигневе Бжезинском и его единомышленниках, а в крайне недальновидной политике центральной власти по отношению к регионам, - отмечает в этой связи доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Европы РАН Валентин Федоров. - Именно ее узколобость и неадекватность сегодня наиболее опасны для страны".

Думаю, нет необходимости специально пояснять ту многократно доказанную историей истину, что при наличии благоприятных условий (которые ныне в очередной раз складываются) национальные окраины и анклавы России всегда проявляют априорную готовность к сепаратистскому брожению.
Что же касается русских регионов, то среди них наибольшую ментальную предрасположенность к сепаратистской фронде выказывают сегодня сибиряки. Это и неудивительно: во-первых, за их плечами почти двухсотлетняя традиция сибирского областничества, во-вторых, в их потенциальном активе - сырьевые богатства, которыми ныне полнятся кремлевские золотовалютные закрома.

"Здесь, за Уралом, могла быть построена великая сельскохозяйственная держава посильнее Канады или Австралии", - горестно восклицает иркутский еженедельник "СМ - Номер один" в номере за 12 августа 2004 г. и продолжает: "Но Сибирь не превратилась в Новый Свет", она "стала жить по планам, написанным в Кремле". И вот результат: "Все соки наши высасываются Москвой. Гигантские корпорации олигархов качают наши богатства в московские банки... При дележе в парламенте мы имеем скудное представительство, несопоставимое с нашим вкладом в национальную экономику. Как и при коммунистах, страна горбит на образцовый город вождей"; "Мы не можем даже туристический бизнес на Байкале построить. А знаете почему? Подсознательно уверены - все отберут".
"Сибирь была и остается внутренней колонией страны под названием Россия", - с горечью признают "Байкальские вести" от 15 апреля 2004 г. и грозно продолжают: "Если... могущество России будет прирастать Сибирью, а Сибири по-прежнему будут кидать кости с барского стола, то зачем и кому нужна "территориальная целостность" Российской Федерации? Во всяком случае, не нам, сибирякам... Другими словами, пора предметно, без лишних эмоций обсудить перспективу создания Государства Сибирь..."

Регионал-патриотическими настроениями все более пропитываются не только публицисты-романтики, но и широкие массы сибирских избирателей, охотно голосующие за кандидатов, эксплуатирующих "нашистскую" - пансибирскую - риторику. Не отстает от "областнического" мейнстрима и сибирское начальство. Не так давно, выступая перед общественностью, руководитель комитета по делам национальностей администрации Красноярского края Марк Денисов (к слову, сторонник лояльности центру и противник излишне радикального "нашизма") заявил следующее: "Существует Сибирский субэтнос, и красноярцы являются одной из точек его роста". И многозначительно добавил: "Поэтому быть или не быть Сибирскому сепаратизму зависит от разумной политики федерального центра, России, нации, народа".
Сходные настроения заметны и в других русских регионах.

На Дальнем Востоке пишут о камчатском, курильском, а также общеприморском "рыбном сепаратизме": "Москва де-факто раскрылась в своем стремлении сломать экономику Дальнего Востока, - возмущается "Тихоокеанский вестник. Деловая рыбацкая газета" в номере за 13 марта 2003 г. - Дальневосточные рыбацкие окраины все более и более подталкиваются извне к идее сепаратизма".
На другом конце державы - в Санкт-Петербурге - в 2004 году вышел из печати сборник газетных статей "Петербург без России: Pro еt Contra", подведший итог более чем 10-летнему обсуждению на страницах городской прессы идеи политической независимости Невской столицы.

На самом "крайнем западе" - в Калининграде - время от времени подает признаки жизни Балтийская республиканская партия, выступающая за отделение региона от РФ и развитие его по "сингапурскому" сценарию.
В Ростовской области не так давно попала в фокус СМИ идея создания на юге России независимой "Казацкой республики".

И т.д.
"В любой стране сепаратизм отнюдь не сводится к проискам "антигосударственных" элементов, - отмечают в этой связи эксперты Центра коммуникативных технологий "PROпаганда" Михаил Виноградов и Андрей Ядыкин. - Его источниками обычно являются и диспропорции в развитии отдельных регионов, и игнорирование центральными властями специфики отдельных территорий, и внешнеполитические факторы. Наконец, нередко он становится результатом умственных "упражнений" местной интеллектуальной элиты, стремящейся предложить оригинальный "проект будущего". Все эти источники в современной России налицо". Правда, в итоге авторы делают вывод о том, что в нынешней России все сепаратизмы, за исключением чеченского, носят маргинальный характер и что "политических сил внутри страны, способных поставить под угрозу территориальную целостность РФ, в настоящее время нет".

Однако ясно, что в будущем, под влиянием того или иного исторического катализатора и учитывая все упомянутые выше негативные процессы и тенденции, расклад центробежных и центростремительных сил может довольно быстро и радикально измениться.

Диалектика распада

Внутренняя проблематичность российской госконструкции осложняется ее видимой внешней нежизнеспособностью.
Дело в том, что современная Россия с ее 1,5% в лучшие времена (а не в лучшие - 0,6%) от мирового ВВП не способна стать международным полюсом экономического тяготения. При этом, в отличие от других, более компактных государств, относительно полно интегрированных в тот или иной макроэкономический контекст, РФ непосредственно примыкает сразу к трем ведущим мировым экономическим полюсам: Европе (30% мирового ВВП), Северной Америке (США и Канада - 30% ВВП) и Азиатско-Тихоокеанской зоне (Япония, Китай и Южная Корея плюс страны ЮВА, плюс Индия, Австралия и Новая Зеландия - 18% ВВП).
Как нетрудно понять, полноценно интегрироваться сразу в трех направлениях - Евросоюза, НАФТА и АСЕАН - невозможно. Самоизолироваться и сохранить "Единое экономическое пространство" как некий аналог "Африканского союза", равноудаленного от прочих континентов, также не выйдет по вполне очевидным причинам чисто геополитического свойства. Впрочем, СНГ-ЕЭП с его единственным ultima ratio - "Нефть в обмен на лояльность" - и так уже вовсю трещит по швам, не оставляя Кремлю никаких надежд даже в среднесрочной перспективе. Все это означает, что в ближайшие 10-15 лет Россию - притом, скорее всего, без всякого внешнего принуждения - попросту экономически и политически "растащит" между тремя упомянутыми глобальными центрами мирового хозяйства. При этом европейскую часть России постепенно "всосет" и "переварит" Евросоюз, а Зауралье "по-братски" разделят Северная Америка и Япония с Китаем (речь, разумеется, не о формальном политическом поглощении, а о государственном обособлении этих земель и их фактическом хозяйственном включении в ту или иную зону влияния).
Можно, конечно, оценивать такую перспективу как "катастрофу" и всячески пытаться ее предотвратить, в том числе ценой изоляции России от внешнего мира по образцу Китая времен династии Цинь.
Но можно попытаться взглянуть в будущее по-иному, понимая, что, в конечном счете, государства приходят и уходят, а регионы остаются. И задача, которая стоит перед ними в этой связи, - не пытаться подлатать исторически обветшалые и давно ползущие по швам государственные формы, а поскорее примерить на себя новые, более удобные и современные политические одежды, чтобы дать начало новому витку человеческой истории.
Тем более что в этом случае появляется долгожданная возможность устранить многолетнюю несправедливость и воздать, наконец, должное регионам-труженикам и регионам-паразитам.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Окончание.
Подробнее 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Несмотря на то, что человечество благополучно разменяло уже седьмой год нового столетия, XXI век - в историческом, а не в хронологическом смысле - так и не наступил.
Подробнее 

Мир и страна // На уровне "Жигулей" // Качество государства в России
В начале правления Владимира Путина строилась "управляемая демократия" (термин был взят у индонезийского диктатора Сукарно), плавно переходящая в "вертикаль власти".
Подробнее 

Все будет хорошо! // Это знает Михаил Дмитриев
Михаил Дмитриев — доктор экономических наук, президент Центра стратегических разработок (ЦСР).
Подробнее 

Терпимость в доме без хозяев // Как добиться прочной толерантности в России?
Кровавые события, произошедшие недавно в Кондопоге и постоянно в той или иной форме происходящие в других местах России, в очередной раз поставили вопрос о том, как мы понимаем толерантность.
Подробнее 

Нации в транзите // Разбегание славян?
Прошедшим летом появился очередной обзор "Freedom House", целиком посвященный переходным странам ("Nations in Transit").
Подробнее 

Россия и большая семерка // Энергодиалог в стиле "фигвам"
Андрей Заостровцев .
Подробнее 

Я - не джип, но еще вырасту? // Россия на фоне большой семерки
Случилось страшное.
Подробнее 

Основы путинизма // Однопартийность — не порок, но большое свинство
К власти в России пришла узкая корпорация лиц, связанных со спецслужбами.
Подробнее 

Церковь и политика // Куда ведут православных россиян их пастыри?
В "Деле" от 10 апреля 2006 г.
Подробнее 

Основы путинизма // Как распадаются режимы
При неумелом урегулировании возможных конфликтов и при быстром развитии гражданского сознания нашего общества возможно что-то вроде бархатной революции с переходом к демократии по образцам стран Центральной и Восточной Европы.
Подробнее 

Основы путинизма // Правящая корпорация: от рассвета до заката
В мире встречаются разного рода корпорации.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru