Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Новые люди 24/5/2004

Субкоманданте Маркос // Легенда радикального антиглобализма

Дмитрий ЖВАНИЯ

В первые часы 1 января 1994 г. в федеральной столице мексиканского штата Чьяпас, городке Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас, появились сотни людей в черных масках, вооруженные старыми карабинами.

В городке было немало туристов - рядом с Сан-Кристобалем находятся руины древнего города майя Пеленке. Партизаны заняли телеграф и разослали по всем информагентствам: "Мы, Сапатистская армия национального освобождения (САНО), будем воевать с федеральной властью, соблюдая предписания Женевской конвенции об обращении с пленными". Среди сапатистов находился человек, который, разговаривая с журналистами, спокойно переходил с одного европейского языка на другой, переводил с индейского на испанский и обратно. Это был субкоманданте Маркос.

Красавчик Суп

Маркос называет себя "субкоманданте", что в точном переводе с испанского языка означает "подкомандир", дабы показать, что он не вправе ставить себя в один ряд с легендарными команданте Че Геварой, Камило Сьенфуэгосом, Фиделем Кастро.

Маркос - настоящее имя одного из погибших друзей субкоманданте. Нынешний Маркос говорит, что того, кем он был в начале 80-х, больше не существует, поэтому его бывшее имя не имеет никакого значения."Маркос, - подчеркивает субкоманданте, - это все нетерпимые, подавляемые, эксплуатируемые, сопротивляющиеся меньшинства, заявляющие свое "Хватит!"". Маркос - это все то, что неудобно для власти и для "благоразумия".

В начале 80-х годов этот человек вместе с несколькими друзьями-студентами, вдохновленный примером Че Гевары и мечтой о латиноамериканской социалистической революции, отправился в беднейший штат Мексики, дабы создать партизанский очаг. Это вовсе не выглядело утопией. Только что совсем рядом, в Никарагуа, победили сандинисты, а в Сальвадоре и Гватемале (на границе с Чьяпасом) партизаны успешно боролись против властей.

Реальная встреча с незнакомой и непонятной действительностью Лакандонской сельвы Чьяпаса, куда индейцев загнали белые скотоводы, разрушила планы Маркоса и его товарищей. Они не смогли создать партизанский очаг. Маркос утверждает, что из учителей они превратились в учеников, дабы не только понять, но и прочувствовать мировоззрение потомков майя, их мифологию, их социальные привычки и образ жизни, изучить их языки.

Говорят, Маркос окончил философский факультет университета Мехико, работал в Сан-Франциско программистом. Партизаны зовут его "Субкоманданте", "Суб", "Суп", "Супко", "Маркитос", "Красавчик Суп".

Субкоманданте Маркос - это человек-знак, человек-символ. Недавно одна мексиканская газета опубликовала фото Маркоса без маски-пасамонтаньи и его настоящее имя. "После этой публикации я потерял часть женской корреспонденции", - шутит Маркос.

Другая революция

Уже 2 января 1994 г. авиация и бронетехника мексиканской федеральной армии атаковали Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас и три другие города Чьяпаса, занятые сапатистами. Бои шли всего недели две, но были довольно жестокими.
"Ночью собрались пить мочу, - записал в дневнике субкоманданте Маркос. - Бойцы успели сделать только один глоток, как всех их "вырвало выпитым и невыпитым". И они остались валяться, "еще более обезвоженные, чем раньше. Как алкаши, воняющие мочой... Федеральный патруль прошел примерно в пятистах метрах от нас. Они не обнаружили нас только благодаря тому, что Господь велик. Дерьмом и мочой от нас разило на километры".

Зато Маркос сумел на все 100% использовать в интересах движения новые информационные технологии. Терпя поражения в горах, он, засылая в Интернет статьи о сапатистах, выигрывал бой за боем во "всемирной паутине". Под давлением общественности и мирового сообщества правительство Мексики неожиданно объявило о прекращении огня и село с сапатистами за стол переговоров.
Сейчас правительство пока мирится с существованием в Чьяпасе сапатистских "добрых правительств". Руководство САНО (в частности, субкоманданте Маркос) несколько лет назад даже посетило Мехико, где выступило на многотысячном митинге на площади Сокало.

Сапатисты организовали в горах несколько "интергалактических конгрессов против "неолиберализма и глобализма", на которых побывали многие известные люди: российский кинорежиссер Павел Лунгин, американский кинорежиссер Оливер Стоун, вдова французского президента Франсуа Миттерана - Даниель Миттеран.
Классик современной литературы, колумбийский писатель Габриэль Гарсия Маркес, брал у Маркоса интервью. Кстати, сам Маркос не чужд литературы. Он пишет рассказы о жучке Дурито и старом индейце Антонио, в них чувствуется влияние Борхеса, Кортасара, Льосы и того же Маркеса. Кстати, прошедшей осенью Маркос совершил очередной экстравагантный шаг: он записал видеообращение к людям "доброй воли" - и исчез.

Росинант справедливости

Герилья для Латинской Америки - явление привычное. Но сапатисты (армия индейцев названа по имени одного из вождей народной революции 1910-1917 гг. - Эмилиано Сапаты) привлекли симпатии всего мира тем, что их идеи и действия существенно отличаются от идей и действий латиноамериканских партизан марксистско-ленинского толка. Если для Ленина основной вопрос революции - это вопрос о государственной власти, то сапатисты не хотят захватывать власть, полагая, что диалог - наилучший путь преодоления конфликтов.

САНО, в отличие от марксистов-ленинцев, не выступает от чьего-либо имени (например, "народа"), не считает себя "авангардом". "По мере того как в игру вступают реальные социальные силы, - говорит Маркос, - становится ясно, что авангард - не такой уж авангард и что те, кто им, по идее, представлен, не ощущают своего представительства". "Считать, что мы можем быть авангардом, то есть что мы можем говорить от имени тех, кто нами не является, - это политическая мастурбация", - объясняет субкоманданте.
Военное руководство САНО избирается гражданскими индейскими общинами, его состав меняется каждый год. САНО опирается на Сапатистский фронт национального освобождения. Это невооруженная организация, которая действует на территории всей Мексики и состоит из членов самых разных партий, экологических, культурных и религиозных движений, а также простых граждан.

"Для того чтобы начать изменение мира, можно организоваться, не приходя к власти и не командуя сверху, - сказал Маркос уругвайским журналистам. - Мы думаем, что ключ к решению - в организации людей, начиная с самого низа; таким образом, нужно двигаться к поставленным целям и решать возникающие проблемы".
Наверное, правы те критики сапатистов из числа марксистов-ортодоксов, которые называют их "вооруженными реформистами". Но если это и реформизм, то особого толка. Маркос предлагает постепенно, через диалог с разными политическими и социальными слоями, выстраивать новые отношения в обществе. Важно, чтобы люди сами решали вопросы собственной жизни, без навязывания с чьей-либо стороны, даже со стороны партии с "самой правильной революционной программой". Сапатисты за развитие самоуправления, за низовые инициативы. В их риторике очень много понятий, которые в 60-70-е гг. ХХ века поднимала на щит мятежная Церковь освобождения: надежда, человеческое достоинство, справедливость.

Маркос не раз подчеркивал, что сапатисты не предлагают "универсальных рецептов, линий стратегий, тактик, законов, регламентов и лозунгов". Однако именно Маркос стал идеологом, живой легендой радикального антиглобализма. Маркос полагает, что глобализм и неолиберализм "сводят всех к общему знаменателю", "превращают нас в существа совершенно одинаковые". Маркос полагает, таким образом, что "все человеческое, возникающее вне рыночной логики, объявляется враждебным и подлежит уничтожению".
Индейцы начали восстание 1 января 1994 г. как раз потому, что именно в данный день вступал в действие незадолго до этого подписанный договор о едином экономическом пространстве между Канадой, США и Мексикой (НАФТА), который, в частности, предусматривает неограниченное освоение нефтяных залежей и древесины в Чьяпасе, чего нельзя осуществить без сгона индейцев с их земли.

Если немецкая марксистка Роза Люксембург называла идею справедливости "старой клячей", "разбитым на ноги Росинантом", на которого "в течение ряда веков садились все обновители мира, лишенные более надежных средств исторического передвижения", то Маркос и его товарищи именно идею справедливости, принцип человеческого достоинства ставят на первый план.
"Мы не предлагаем никакой социалистической системы, мы предлагаем нечто более сложное, более трудное для построения - отношения равенства между людьми, - утверждает субкоманданте. - У нас есть только одно желание: построить лучший мир, иначе говоря, новый".

Назад Назад Наверх Наверх

 

Сеголен Руаяль // Женский путь на политический Олимп
Мари-Сеголен Руаяль родилась в 1953 г.
Подробнее 

Митрополит Корнилий // Продолжится ли новый путь старой веры?
Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) объявил об избрании нового предстоятеля.
Подробнее 

Кондолиза РАЙС // Бархатный молоток
Четыре года Кондолиза Райс (для американских журналистов - нередко просто Конди) была советником президента Буша по широкому комплексу вопросов международной политики.
Подробнее 

Махмуд Аббас // Неяркий вождь тлеющей революции
9 января состоялись очередные управляемые выборы на Ближнем Востоке.
Подробнее 

Лула на мосту // Бразилия в начале нового века
Сегодня начинается визит Владимира Путина в Бразилию.
Подробнее 

Виктор Успасских // Премьер на час?
Неделю назад оппозиционная Партия Труда победила в первом туре парламентских выборов в Литве.
Подробнее 

Сусило Бамбанг Юдхойоно // Менкополкам Индонезии
Финансовый кризис 1998 г.
Подробнее 

Марек Белька. // Польша на выходе из кризиса?
В 2001 г.
Подробнее 

Дуран БАРРОЗУ // Окунь-идеалист у руля Евросоюза
Два года назад жена Жозе Мануэла Дурана Баррозу публично назвала его окунем.
Подробнее 

Родриго РАТО // Испанский кудрингреф во главе МВФ
Когда-то в России следили за каждым шорохом в МВФ.
Подробнее 

Конец династии Неру или пауза? // Соня Ганди и Манмохан Сингх
Результаты выборов в нижнюю палату индийского парламента (Лок Сабха) опровергли все предвыборные прогнозы и напомнили миру о той популярности, какой пользуется в Индии Соня Ганди - вдова бывшего премьера Раджива Ганди и невестка другого премьера - Индиры Ганди.
Подробнее 

Субкоманданте Маркос // Легенда радикального антиглобализма
В первые часы 1 января 1994 г.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru