Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 17/5/2004

Все будет хорошо... // Российские феномены начала ХХI века

Валерий ОСТРОВСКИЙ

Пройдет каких-нибудь годика полтора, и завершится одна двадцатая часть идущего ХХI века. Между тем создается впечатление, что все мы не выкарабкались из столетия предыдущего, века ХХ.

Между тем мало кто задался вопросом: а появилось ли в ХХI веке что-нибудь новенькое? Оставим в покое мир и попробуем посмотреть: явились ли в России какие-либо феномены, свойственные именно новому веку?

Поступок футболиста Еськова

О том, что люди подчас выражаются ненормативно-лексически, знали и ранее. Более того, уже в конце ХХ века началась дискуссия о целесообразности снятия барьеров между двумя лексиками. Наиболее продвинутая молодежь решила проблему глобалистски, внеся в свой бытовой язык англоязычные "буллшиты" и "мазафаки". Телевидение, являющееся несомненным "зеркалом эпохи", признав факт существования ненормативной лексики в обиходе российских граждан, стало заменять их на экране "бипами".

Появились целые телепрограммы типа продюсируемых видным деятелем "Единой России" В. Комиссаровым "Окон", почти целиком построенных на "бипах" и тем самым невероятно рейтинговых.
Однако в прямом эфире как в ХХ веке, так и в самые первые годы ХХI века ненормативная лексика не звучала. До завершения исторического матча Уэльс - Россия, позволившего нашей сборной попасть на европейский чемпионат в Португалию. Именно тогда футболист Еськов подбежал к камере, ведшей прямую трансляцию, и выкрикнул исторический лозунг, продемонстрировав героизм своей натуры.

Поступок Еськова вызвал не общественное возмущение, а, наоборот, общественное восхищение. Никто из теленачальников не был наказан, ибо случившееся сочли хорошим символом возрождения Великой Российской Державы.
Последний российский руководитель ХХ века Б. Ельцин не применял ненормативной лексики ни в быту, ни на работе. Футболист Еськов показал тщетность его моральных усилий и наметил главный путь к возрождению подлинно национального духа. Его портрет на рекламе какого-то товара красуется почти во всех вагонах метро. Еськов - символ российского патриотизма начала ХХI века.

Песни Верки Сердючки

Верка Сердючка, асексуальный андрогин, изъясняющийся на русско-украинской "трасянке", поющий песни под музыкальное сопровождение с элементами "русского шансона" (а проще - блатняка), попсы и "балканского рока" в духе Бреговича и Кустурицы, - единственное новое, свежее, да притом всенародно-знаменитое лицо, появившееся в России в ХХI веке.

Предыдущие годы А. Данилко, создатель этого любимого людьми образа, был заурядным пародистом, "чесавшим" по сельским клубам. Даже его устные рассказы, с которыми он вторгся на телевидение, не сделали ему подлинной славы. Но песни принесли колоссальную популярность. Его диски - самые расходящиеся в рамках современной российской музыкальной культуры. На его концерты спекулянты перепродают билеты с наценкой до семи "шагов" от номинала. Слава его растет.
Мне возразят, что мужчины переодевались женщинами и раньше. Не в этом дело. Дело в стихах и песнях. Пересказать их невозможно. Они могут показаться тупыми и донельзя банальными. Более тупого и банального придумать невозможно. В этом и состоит их потрясающая сила и жизнестойкость. Это - сила народного постмодернизма.

Постмодернизм оперирует, как известно, ранее сочиненными конструкциями, переиначивая их в новый смысл. Верка Сердючка - самый яркий, а может быть, и единственный пример того, что постмодернизм в России стал бытовым, массовым явлением.
Такое обытовление постмодернизма свидетельствует о крайне ограниченном круге ценностей в сознании российского общества, не признающего никаких таковых ценностей, кроме двух мифических. Первую из них символизирует Еськов. Вторую - тягу к простой и сильной любви (в исполнении асексуализированного персонажа она становится идеальной) на фоне всеобщего разложения - Верка Сердючка. Соединив бытовой постмодернизм с имбецильными любовными рифами, Сердючка стала символом российского постмодернизма начала ХХI века.

Покупка Абрамовичем команды "Челси"

Никто и никогда ранее в "тысячелетней истории России" не делал таких крупных приобретений собственности за пределами России. По крайней мере, легально. И вот - случилось.

Еще в 1997 году известный аналитик С. Кордонский предположил появление на рынке так называемых "русских денег". Причем на мировом финансовом рынке. По его гипотезе, внутри страны будут по-прежнему обращаться своего рода "административные деньги", являющиеся продуктом симбиоза бизнеса и власти. Свободные же, реальные деньги пойдут на мировые финансовые рынки, и эти настоящие "русские деньги" будут вести себя там весьма агрессивно. Предсказание, как это обычно бывает, исполнилось не полностью, переиначившись.
"Дело Ходорковского" и нагонная волна против "олигархов" замедлила формирование "свободных русских денег". С другой стороны, на Западе была развернута широкая кампания против "русской мафии". Можно предположить, что это было составной частью конкурентной борьбы против вероятной угрозы.

Главный парадокс в том, что "становящееся на ноги Российское государство" и основные игроки мировых финансовых рынков действовали фактически в унисон, мешая появлению и агрессивному поведению "русских денег" на мировых финансовых рынках. Ибо, кроме углеводородов и финансовой агрессии, Россия потенциально не имела к началу ХХI века ни одного инструмента, позволяющего ей занять более или менее достойное положение в мире. Не считая термоядерного оружия и стареющих средств их доставки.
В этих условиях "русские деньги" пошли не на финансовые, а на спортивные рынки Запада. Просто кто-то должен был быть первым. За примером Абрамовича стали известны и другие.

Можно предположить, что и в дальнейшем "русские деньги" будут находить свои ниши. Например, в шоу-бизнесе. В самых неожиданных местах. Несмотря на ворчание г-д Лужкова или Степашина, являющихся защитниками системы "административных денег", клуб "Челси" стал символом агрессии российского капитализма ХХI века.

Проект нового здания Мариинского театра

Уже почти ясно, что это будет первое авангардное здание в России ХХI века. Прецедент ранних времен лишь один - здание Госкомстата в Москве по проекту Ле Корбюзье. Но тогда на этом все и остановилось.
Могло остановиться и в Питере. Когда был продемонстрирован "пилотный проект" Эрика Мосса, советские специалисты (так и не ставшие российскими) объявили Мосса мелким человечком, сварганившим что-то в Калифорнии. Что было заведомой неправдой. В новейшем издании "Истории искусств" В. Янсена (к слову, уроженца Санкт-Петербурга), обязательном для изучения студентами практически всех факультетов истории искусств в мире (но не в России), история архитектуры заканчивается как раз Моссом. Советские архитекторы Янсена не читали, а если и читали русский перевод, им не повезло, ибо он сильно сокращен в сравнении с англоязычным изданием.

В конце концов, победил француз Перро. Хотя мне лично проект Мосса нравился больше своим веселым нахальством. Но это уже неважно. Проект Перро в любом случае объективно противостоит лужковскому "новорусскому" стилю с его башенками и фестончиками, утвердившемуся в Москве. Но также противостоит и "квазимодерну", утверждающемуся в Петербурге. И тот, и другой лишены всякой содержательности, всякого творчества и обращены в прошлое.
А модернизация требует неожиданных решений. И признаем это честно - жертв. В частности, Корбюзье строил свое московское сооружение на пустом месте. Проект Перро при его реализации предусматривает жертвы в виде как рядовой архитектуры ХIХ века, так и образцов чисто советских зданий. Можно сожалеть. Но это - неизбежность. Неизбежность модернизации как таковой. Вот почему начало процесса реализации этого проекта может стать еще одним символом. Проект Перро - символ российской модернизации ХХI века. Пока - символ, как и модернизация, которая только начинается.

Новинки науки и техники

Никаких явно значимых новинок науки и техники в России ХХI века автору этих заметок обнаружить не удалось.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru