Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Анализ 17/5/2004

Проект "Большая Лубянка" // Станет ли Русская Православная Церковь единой?

Игумен Вениамин

С 14 мая начался визит в Россию главы Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) митр. Лавра. Впервые происходит сближение РПЦЗ с Московской патриархией (МП).

Посидели бы в нашей шкуре

После большевистского переворота Православная Российская Церковь оказалась разделенной на три части: МП, РПЦЗ и Катакомбную Церковь.

МП полностью подчинили себе большевики. Церковь сильно "покраснела", но ее преимущество было в том, что она "осталась дома". Как гласит латинская поговорка: "Absens heres non erit", что означает: "отсутствующий не будет наследником".

Катакомбная церковь не приняла новый режим как "власть антихриста". Не будучи лояльной режиму, эта Церковь оказалась в глубоком подполье и без паствы. Сегодня она все еще кое-где существует, но очень немногочисленна.

РПЦЗ была образована из беженцев от большевистского террора. Официальной датой ее образования считается церковный съезд в г. Сремски Карловцы (Сербия) в 1921 г. Архиерейский Синод РПЦЗ (архиерейский, т.к. нет патриарха) возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов митр. Антоний (Храповицкий). В Карловцах было также принято решение о необходимости восстановления монархии. Эти действия вызвали остро негативную реакцию со стороны большевиков, которые называли РПЦЗ "белогвардейской".

РПЦЗ считала, что "красная" МП несвободна, погрязла в сервилизме перед государством, в "главной ереси ХХ века" - в экуменизме, потеряла благодатность своих таинств. МП, в свою очередь, говорила в адрес РПЦЗ: "Хорошо Вам там было на свободе и на зарубежных харчах; а вы посидели бы в нашей шкуре". МП при коммунистическом режиме, следуя "генеральной линии", дистанцировалась от "белогвардейской группы раскольников", пребывающих "вне ограды Матери-Церкви".

РПЦЗ занимает особое место по отношению к Православному миру, состоящему из 15 автокефальных национальных Церквей. С этими Церквями (кроме Иерусалимского Патриархата) у РПЦЗ нет общения в таинствах. Кроме того, она не принимает экуменизма и не входит во Всемирный Совет Церквей, куда коммунистический режим в 1961 г. заставил вступить МП. РПЦЗ всегда считала, что объединение с МП, в принципе, возможно, но при условии отречения Москвы от сергианства и экуменизма.

Митрополит Лавр

Ностальгия оказывала определенное влияние на духовенство РПЦЗ, особенно молодое, лишь понаслышке представляющее себе ужасы коммунизма. И когда наступила перестройка, многие решили, что коммунизм в России кончился. Внутри РПЦЗ образовалось лобби за сближение с Москвой.
В 2001 г., когда лобби окрепло, Первоиерарх РПЦЗ старый митр. Виталий (Устинов) как неисправимый антисоветчик был смещен на соответствующим образом подготовленном Архиерейском Соборе. Вместо него главой РПЦЗ был назначен умеренный сторонник сближения с Москвой митр. Лавр (Шкурла). Произошел раскол на две ветви: сторонников митр. Виталия - РПЦЗ(В) и сторонников митр. Лавра - РПЦЗ(Л).

В то же время открытость границ сделала возможным для РПЦЗ возвращение в Россию и создание там своих приходов, что вызвало крайне отрицательную реакцию МП, почитающей всю территорию России своей вотчиной. Правдами и неправдами эти приходы "американских шпионов" стремились закрыть.
И вот в этой ситуации 24 сентября 2003 г. Владимир Путин, будучи с визитом в США, заодно встретился в Нью-Йорке в российском консульстве с митр. Лавром. Характерная деталь: встреча происходила на российской территории, а не в здании Архиерейского Синода. Это означает, что инициатива исходила от президента.

Почему именно теперь Путин решился на переговоры? Простейшее объяснение - это предвыборный ход. Президент входит в историю РПЦ, причем не только как политик, но и как миротворец, собиратель и объединитель Русской Церкви.
На встрече со стороны России также присутствовал архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского ставропигиального Сретенского монастыря (что на Большой Лубянке), по слухам - духовник самого Путина. Участие архим. Тихона, который не является сотрудником Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) МП, должно было подчеркнуть небюрократический характер встречи. Ведь, по идее, она относится к ведомству митр. Кирилла, председателя ОВЦС. Но митр. Кирилла давно недолюбливает РПЦЗ.

Путин передал приглашение от Алексия II к иерархам РПЦЗ посетить Россию. Иерархи приняли приглашение, и следующая встреча состоялась в Москве. Митр. Лавра на ней не было. Делегация не посетила ни одного прихода своей юрисдикции в России! Попросту говоря, РПЦЗ (Л) их "сдала" МП. Очень вероятно, что это было одним из условий официального посещения России.
Нетрудно догадаться, что находящиеся на территории России клирики РПЦЗ, которых МП считает "перебежчиками", предвидя свою печальную судьбу, настроены против сближения. Очень вероятно углубление раскола в РПЦЗ в случае объединения с МП.

Еще одна примечательная деталь: иерархи РПЦЗ(Л) просили в Москве извинения у Патриарха "за все негативное, что было сказано о МП". Видимо, глубоко в них сидит комплекс вины за то, что иерархи-беженцы ушли за рубеж с паствой, а не героически погибли на своих опустевших приходах в России. Гости даже не вспомнили о тех храмах РПЦЗ, которые МП потихоньку прибирает к рукам по всему миру.
Например, Арафат силой передает такие храмы на территории Палестинской Автономии в ведомство МП. Так, в июле 1997 г. произошел захват полицией монастыря РПЦЗ в Хевроне (что у Дуба Мамврийского). В январе 2000-го было захвачено подворье РПЦЗ в Иерихоне. С помощью городских властей методически вытесняется РПЦЗ в г. Бари (Италия), где почивают мощи св. Николая.

Что дальше?

В Покровском Соборе г. Наяк (штат Нью-Йорк) 8-12 декабря 2003 г. состоялось Всезарубежное совещание духовенства, посвященное возможному сближению с МП. Было признано, что она, в основном, преодолела сергианство и экуменизм.

Действительно, МП в последнее время значительно сократила свою активность на экуменическом поприще, канонизировала новомучеников российских, в том числе царскую семью, сняв, таким образом, упрек в отречении от своих мучеников. Но есть еще один деликатный вопрос: сотрудничество высшей иерархии МП со спецслужбами. Должна ли она в этом каяться или нет?
Здесь следует учесть важное обстоятельство: законно избранным президентом России, причем с высоким рейтингом популярности, является высший должностной чин ФСБ. Это означает, что церковная иерархия получила полную индульгенцию от народа за сотрудничество. Острота вопроса, таким образом, снимается.

И вот в Синодальном доме РПЦЗ в Нью-Йорке 13-17 декабря 2003 г. состоялся Архиерейский собор под председательством митр. Лавра. Итоговый документ был назван "Посланием к пастве". Там говорится, что Зарубежная церковь "должна сохранить свою свободу и административную независимость". Упомянуто, что решать вопрос об объединении целесообразно на Всезарубежном Соборе РПЦЗ. Ранее предполагалось, что вопрос может быть решен на Архиерейском Соборе РПЦЗ и последующем Архиерейском Соборе МП с участием архиереев РПЦЗ.
Теоретически объединение может быть либо только евхаристическим (в таинствах и совместных богослужениях, как с другими Поместными Церквями), либо сразу и евхаристическим, и административным. РПЦЗ может, например, войти в МП на правах широкой автономии. Пока перспективы и того, и другого не очень ясны.

На административное подчинение РПЦЗ, привыкшая к свободе, не пойдет, а евхаристическое объединение предполагает такое же общение в таинствах со всеми Церквями, с которыми МП имеет общение. Это тоже большая проблема для РПЦЗ, т.к. некоторые из этих Церквей сомнительны, с ее точки зрения.
Есть и довод общего характера. Епископ РПЦЗ Агафангел (Пашковский) в обращении к своей пастве Крымской епархии заметил, что, пока не будет единомыслия в оценке новейшего (т.е. коммунистического) периода в истории Русской Церкви, вряд ли можно говорить о каком-то сближении.

А ведь это действительно самый главный вопрос: он касается не только межцерковных отношений, но российского общества в целом. Общественная дискуссия об адекватной оценке нашего коммунистического прошлого по-настоящему так и не состоялась. Без определенного согласия по этому вопросу нам не выйти из состояния перманентной гражданской войны, повышенной агрессивности, враждебности и недоверчивости, которая ощущается на всех уровнях российского общества.
Объединяться рановато, пока вся каноническая территория МП покрыта десятками тысяч копий одного языческого идола, приносившего миллионы человеческих жертв коммунистическому молоху во имя теории, где ложь была с дьявольской хитростью перемешана с правдой. Изгнание красного дракона еще не состоялось. Есть, правда, надежда, что "само все пройдет", но для этого может потребоваться немалое время.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Окончание.
Подробнее 

Регионы против государств // Философский камень XXI столетия
Несмотря на то, что человечество благополучно разменяло уже седьмой год нового столетия, XXI век - в историческом, а не в хронологическом смысле - так и не наступил.
Подробнее 

Мир и страна // На уровне "Жигулей" // Качество государства в России
В начале правления Владимира Путина строилась "управляемая демократия" (термин был взят у индонезийского диктатора Сукарно), плавно переходящая в "вертикаль власти".
Подробнее 

Все будет хорошо! // Это знает Михаил Дмитриев
Михаил Дмитриев — доктор экономических наук, президент Центра стратегических разработок (ЦСР).
Подробнее 

Терпимость в доме без хозяев // Как добиться прочной толерантности в России?
Кровавые события, произошедшие недавно в Кондопоге и постоянно в той или иной форме происходящие в других местах России, в очередной раз поставили вопрос о том, как мы понимаем толерантность.
Подробнее 

Нации в транзите // Разбегание славян?
Прошедшим летом появился очередной обзор "Freedom House", целиком посвященный переходным странам ("Nations in Transit").
Подробнее 

Россия и большая семерка // Энергодиалог в стиле "фигвам"
Андрей Заостровцев .
Подробнее 

Я - не джип, но еще вырасту? // Россия на фоне большой семерки
Случилось страшное.
Подробнее 

Основы путинизма // Однопартийность — не порок, но большое свинство
К власти в России пришла узкая корпорация лиц, связанных со спецслужбами.
Подробнее 

Церковь и политика // Куда ведут православных россиян их пастыри?
В "Деле" от 10 апреля 2006 г.
Подробнее 

Основы путинизма // Как распадаются режимы
При неумелом урегулировании возможных конфликтов и при быстром развитии гражданского сознания нашего общества возможно что-то вроде бархатной революции с переходом к демократии по образцам стран Центральной и Восточной Европы.
Подробнее 

Основы путинизма // Правящая корпорация: от рассвета до заката
В мире встречаются разного рода корпорации.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru