Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Взгляд 17/5/2004

3. Либерализм в России // Нехватка поэзии рождает авитаминоз

Александр МЕЛИХОВ*

Продолжение цикла. Начало в "Деле" от 19 и 26 апреля

Чем же все-таки либералы могли бы купить своего избирателя? Я думаю, ничем. Таких денег у них нет.

В поисках грез

К сожалению, либеральная идея в России еще долго будет оставаться аристократической, то есть ее интеллигентные приверженцы еще долго будут защищать в ней не столько свои интересы, сколько свои идеалы, не столько свои реальные завоевания, сколько свои представления о социальной целесообразности и справедливости. Да, и справедливости: если бы либеральный избиратель освободился от помыслов о ней, о стратегических интересах общественного целого, либеральные партии не собрали бы и половины процента.

Покуда либерализм не принесет интеллигенции ощутимых плодов, образованному избирателю будет особенно необходим идеальный образ либерализма, некий либерализм с человеческим лицом - чтоб хотя бы в какой-то исторической перспективе при нем расцвели не только экономика, но также гуманность и культура. Пускай он даже будет несовершенен, но все-таки как самое совершенное несовершенство среди других несовершенств.

И здесь лучше лишний раз повторить, чем остаться недопонятым. Никакое прочное общественное единство не может стоять на точном знании. Там, где такое знание действительно ищут, ни на миг не прекращается борьба школ и мнений. Общее согласие всегда покоится на каких-то совместных иллюзиях, совместных грезах, или, выражаясь деликатнее, на знаниях, упрощенных и дополненных фантазией до такого совершенства, какое, увы, никогда не встречается в нашем трагическом мире.

Общественное единство не может стоять на всегда кратковременном единстве интересов, которые всякий понимает по-своему. Кроме того, когда жертвы во имя единства индивидам приходится приносить по отдельности, а плоды пожинают все, да еще неизвестно когда (то есть потеря для меня заметна, а результат неощутим), у каждого неизбежно возникает соблазн переложить свою долю на других (которые этого даже не заметят). Иными словами, даже самая скромная жертва во имя общественного целого требует определенного аристократизма, то есть бескорыстия.
Цель практической политики - не идеал, не совершенство, а наименьшее зло. Поэтому никакие реалистические политические программы (всегда скучнейшие) не способны чаровать умы - для этого пригодны лишь политические грезы. Поэтому каждому политику и каждой политической партии необходим не только свой план действий, но и - что не менее важно - своя политическая греза.

И такая греза есть практически у каждой влиятельной партии. Есть и греза коммунизма, и греза "Родина", и персональная греза Жириновского, и персональная греза Путина (разумеется, всякий грезит по-своему, но это не исключает у каждой из этих грез собственного коллективного ядра). А вот с либеральной грезой возникли проблемы.

Аристократизм идеи

Да, либералы оторвались от конкретных нужд населения и все такое, но что хуже всего - они перестали чаровать. Либеральная идея аристократична как и всякая сверхличная идея, и поэтому для ее искренних сторонников совершенно неприемлем тот социально нежизнеспособный вариант либерализма (шкурный), который распространяется либеральной пошлостью.
Всякий, кто проникается этой нехитрой мудростью, прежде всего понимает, что ходить на выборы абсолютно бесполезно (от одного голоса и впрямь ничего не зависит), а лучше попросту всегда примыкать к господствующей силе, покуда она остается господствующей: к выборам серьезно относятся только аристократы, и они имеются среди сторонников всех партий.

Я уверен, что их уж никак не меньше (а скорее, больше) среди сторонников партий либеральных. Наши "правые" как нигде идеалистичны, и для них неприемлема никакая тривиальная догма практической политики - не "нужно всегда защищать богатых от бедных ("энергичных", "предприимчивых" от "пассивных", "робких")", не "любая оппозиция лучше, чем отсутствие оппозиции", - никакое подобное правило для свободомыслящего человека не может быть универсальным принципом, а разве лишь требованием конкретных обстоятельств.
И эти неповторимые обстоятельства всегда требуют неповторимых решений, вытекающих из тысяч конкретных подробностей, хоть отчасти известных лишь профессионалам - которые и сами никогда не могут сойтись между собой.

Поэтому для проведения либеральной политики, в чем бы таковая ни заключалась, необходима, во-первых, воодушевляющая греза, которая уверяла бы, что именно либерализм в конце концов приведет к наименее мучительной жизни не только "энергичных" и "предприимчивых", но и просто честных и старательных и даже (что невероятно, но какая же без этого греза!) художественно и научно одаренных.
Во-вторых же, либералам необходим лидер, вернее, греза, порожденная этим лидером, которая бы внушала уверенность: он хочет того же, что и мы, но еще и знает, как практически к этому приблизиться, и если он чем-то жертвует, значит, так и надо. По крайней мере, ему можно верить с большим основанием, чем кому бы то ни было.

И такие лидеры у либералов, по-видимому, есть. Но они, во-первых, никак не связывают своих действий с либеральной грезой - не пытаются неустанно внушать, что все повышения и понижения тарифов, все структуризации и реструктуризации работают именно на нее, на идеал. А во-вторых, как их окружение, так и они сами почти не трудятся и над собственной грезой (я намеренно избегаю убогого слова "имидж"). В своих выступлениях они еще дают кое-какую пищу для ума, для размышлений, но почти ничего для сердца - для поэтизации, для романтизации.
Между тем профессионала мы можем только уважать (с горечью сознавая, что по-настоящему оценить его уровень мы не в силах). Любить же мы способны лишь человека, не свободного от всех тех слабостей, что и мы, но умеющего над ними возвыситься (стоит ли повторять, что на деле мы всегда любим собственные фантомы).

Святые, пророки, мученики...

Либеральные лидеры очень мало разъясняют даже чистую целесообразность своих действий, а уже о связи с идеалом, то есть грезой, и говорить нечего. Их можно даже понять так, что никакого, мол, идеала и вовсе нет, а есть лишь одна экономическая и политическая целесообразность. Но этим не очаруешь: тому большинству сторонников либеральных партий, кто голосует за них по идеалистическим соображениям, нужен не просто либерализм, а либерализм с человеческим лицом.

Недавно вышла книга Андрея Колесникова "Неизвестный Чубайс" с человеческим лицом сурового Чубайса на обложке. Книга хотя и вполне апологетическая, но, весьма возможно, свободная от натяжек. И тем не менее...
Да, целеустремленность, несгибаемость - великолепные качества, но мы, гнилые интеллигенты, как-то не умеем боготворить вождей, шагающих вперед без страха и сомнений, - нам подавай искания, метания, бессонные ночи, невидимые миру слезы. Наш лидер может и даже должен быть рациональным, но он не должен казаться жестоким, - маршал Жуков от либерализма едва ли возможен. Ленин-то, помните, какой был добрый?

Фантастический успех марксизма был вызван тем, что он преподнес миру грезу под маской науки. И любое политическое течение, пожелавшее обойтись без участия поэзии, со временем начинает испытывать острый авитаминоз.
Оргвыводы? Пожалуйста. К созданию позитивного образа либерализма (а также его вождей) на современном этапе следует привлечь, помимо профессиональных экономистов и профессиональных политиков, еще и художников слова, и не только слова. Ибо это их (наша) работа - околдовывать сердца.

Конечно, вождям и самим было бы неплохо, как минимум, избегать доходов, хоть сколько-нибудь раздражающих либеральную аристократию, выглядеть не сытыми, но страждущими, сочетать в себе трезвость и страстность, уж сколько ее там ни наскребется.
Но и при имеющихся скромных ресурсах вполне возможны какие-то просветительские и, не побоюсь этого слова, пропагандистские теле-, радио- и книжно-журнально-газетные программы, внушающие миру, что либерализм - вечная великая греза о свободе творческой личности, греза, которую исповедовали отнюдь не бездушные рационалисты, но мечтатели и поэты, что она имеет за плечами своих пророков, святых и мучеников...

Ну, словом, все, что можно найти, например, в последнем романе Якова Гордина "Крестный путь победителей", посвященном либеральным реформам в далекой Мексике. Что-нибудь в этом роде можно найти и у нас, нужны лишь соответствующие поэтические глаза и поэтический напор, который сумел бы смыть с либеральной идеи уже каменеющий налет, с одной стороны, делячества, а с другой - благородной скуки.

--------

*- Мелихов Александр Мотельевич - писатель.

Назад Назад Наверх Наверх

 

Догорает ли эпоха?
"Кризис наступил, однако это лишь начало.
Подробнее 

Модель села на мель
Почему-то уверен, что в недалеком будущем люди станут делить время на новые отрезки "до" и "после".
Подробнее 

Растворившаяся команда // 1991-2008: судьбы российских реформаторов
В прошлом номере мы завершили статьей о Егоре Гайдаре публикацию цикла "Великие реформаторы".
Подробнее 

Куда пошла конница Буденного // Голодомор в СССР: как обстояло дело за границами Украины
В последние месяцы одним из самых острых политических вопросов на постсоветском пространстве стал вопрос украинского голодомора, имевшего место в 30-е гг.
Подробнее 

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ // Владимир Войнович // Советский режим был смешнее нынешнего
Писатель Владимир ВОЙНОВИЧ рассуждает о грядущей смуте и об идейном родстве нынешней власти и советского руководства.
Подробнее 

Некромент, или Смертельное танго
Пять сюжетов, от $ 2 за штуку.
Подробнее 

Пиар, кризис и бла-бла-бла
Не то чтобы небольшая брошюра записок и выписок директора по связям с общественностью "Вымпелкома"-"Билайна" Михаила Умарова была совсем уж бессмысленным и бесполезным чтивом - отнюдь.
Подробнее 

"Это было летом"
В галерее IFA под патронажем Санкт-Петербургского творческого союза художников прошла выставка "Это было летом".
Подробнее 

Хорошо воспитанный старый мальчик
Создатели документальной ленты о Валентине Берестове, презентация которой прошла недавно в Фонтанном доме, назвали свое широкоформатное детище "Знаменитый Неизвестный".
Подробнее 

Письма из Германии // Константа
Есть такая поговорка: "Господь и леса не сравнял".
Подробнее 

С кем вы, мастера культуры? // Алексей Герман // Наш народ был изнасилован. И многим понравилось…
Кинорежиссер Алексей ГЕРМАН в интервью "Делу" рассказал о том, каким ему видится нынешнее состояние российского кинематографа, какие идеи задают в нем тон и что представляет собой сегодня российская интеллигенция.
Подробнее 

Никита Белых // Россия не доверяет демократам
Агония новейшей российской оппозиции, похоже, близка к финалу.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru