Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Город 27/10/2003

Параллельный мир

Юлия СТРИЖАК*

Миф о "неискушенном телезрителе" в Петербурге развеян: любой, включая телевизор, сразу узнает по "картинке", смотрит он центральный канал или местный.

Студии программ местного производства выглядят скромно, партитура света бедная, нет единого стиля в одежде и имидже ведущих. Вообще, производство качественных новостей по плечу лишь большим телевизионным монстрам, для наших же местных каналов - это дорогое и суетливое дело: не хватает корреспондентской сети и технологического ресурса.

Ни один канал в Петербурге не имеет технической возможности вести прямые репортажи с места событий, которые так оживляют эфир. Вот и сидят ведущие местных новостей в студии и, не имея иллюстративного материала, зачитывают вслух информационные ленты или показывают высосанные из пальца новости.

Какой же выход? Ведь глупо пыжиться и натягивать хронометраж, когда говорить не о чем. Хороший выход нашли несколько лет назад западные местные производители новостей - информационное развлечение, или инфотеймент. Вместо того чтобы строить из себя "взрослых", небольшие каналы стали предоставлять зрителям интересные сюжеты на обычные человеческие темы. Мне представляется, что по такому пути в Петербурге может пойти новый канал "СТО", который даже назвал свои информационные выпуски "Две новости". Сюжетов в выпуске, конечно, больше, чем два, но много захватывающих местных новостей не бывает, и "СТО" развлекает своих зрителей забавными городскими историями. Что меня несколько настораживает в работе канала "СТО" - это большое количество ведущих бывшего "Нового утра", для которых характерен особый стиль, выработанный той командой: ерничанье, самолюбование, удовольствие от собственного солдатского юмора.

Основной городской канал вот уже четыре месяца находится в руках новой команды. Самым значительным продуктом ТРК за этот период стало ток-шоу "Настоящее время". Выходит программа по средам, в то же время, что и приснопамятное "Время губернатора". Название нового шоу говорит само за себя: дескать, то время было ненастоящее. Программа с самого начала была заявлена как прямой эфир, однако некоторое время выходила в записи, предлагая зрителям звонить по телефонам в никуда. Студия и заставки выдержаны в драматических тонах, куски газетных статей напоминают оформление почившей в бозе программы Даниила Коцюбинского "Право вето". Напряжение в словах, сменяющих друг друга в заставке: "настоящая жизнь", "настоящее время" - напоминает концепцию петербургского ТВ, предложенную мэтром отечественного телевидения В. Максимовым лет десять назад. Она так и называлась - "настоящее телевидение" - и предлагала освещать "настоящего человека" с его "настоящими проблемами", "настоящими радостями". Кстати, один из отцов-основателей нынешнего "Настоящего времени" именно тогда начинал на телевидении свою трудовую деятельность.

В стол ведущего вмонтирован плазменный экран (довольно дорогая телевизионная игрушка), на который выводятся вопросы телезрителей. На вопросы никто из присутствующих особенного внимания не обращает, а телевизионный эффект от этого изобретения минимальный - его можно было достичь обычными монтажными средствами. И вообще, если бы такие телестолы были удобны для просмотра, их бы давно изобрел какой-нибудь Samsung.

На роль ведущего программы пригласили Сергея Шелина. Я с уважением отношусь к острому перу публициста С. Шелина, но телевизионная журналистика - особый жанр.

Основную же часть собственного продукта ТРК составляют крепкие программы, появившиеся в эфире 2-3 года назад. Экспериментировать телеканал предпочитает в дневном эфире. Новая программа "Знак вопроса" приглашает в студию чиновников и задает им интересующие горожан вопросы, это - римейк телевизионного долгожителя эпохи прошлого, программы "СОС".

Новую программу "Параллельный мир" ведет знакомая нам Татьяна Осекина. Раньше она вела ночные развлекательные передачи, томным голосом и откровенными жестами зазывала зрителей в ночные клубы. Теперь, повзрослев, ведет программу, как сказано в анонсе, о кино. Правда, мне не повезло: я посмотрела от начала до конца передачу, которая к кино имела весьма далекое отношение: в ней шел вымученный разговор с учителем года о проблеме бездомных животных - и жалко их, и брать домой не хочется. Разговор обильно перебивался фрагментами из фильма "Белый Бим - черное ухо". После окончания передачи, в которой все лучшие куски из фильма были "проданы", пошла вторая серия фильма. На какие рейтинги тут можно рассчитывать?

Кстати, весной по ТРК "Петербург" демонстрировалась передача под названием "Параллельный мир"; делали ее совсем другие люди, и речь шла о наркотиках. Кино, наркотики - какая разница? Начальство на ТРК меняется так часто, что никакой преемственности на телеканале не наблюдается. Удивляет, что к руководству канала пристраиваются люди, не имеющие опыта в медиа-бизнесе, не сделавшие ни одной монтажной склейки, не написавшие ни одного малюсенького сюжета. При этом они вряд ли возьмутся возглавить печатное СМИ. А телевидение - пожалуйста. Потому что в телевидении понимают все: слава Богу, телевизор у всех дома есть.

Предложи сейчас висящему на волоске чиновнику Смольного или непроходному депутату поруководить телевидением, он и в зеркало на себя по-другому посмотрит: а что, почему бы и нет? Звезды там всякие, кастинги, личный пиар, легкие деньги. Тенденция назначения нетелевизионных менеджеров прослеживается и в Москве. Возможно, критика по поводу назначения врача Н. Сенкевича на должность нового гендиректора НТВ была слишком агрессивной, однако падение рейтинга канала и провальное начало сезона вынуждает акционеров искать новых экзотических руководителей.

По данным TSN/Gallup Media, доля ТРК "Петербург" уменьшается: он уступает свою аудиторию не только "Первому каналу", "России", "НТВ", но и "СТС", "ТНТ" и с недавних пор "Рен-ТВ". Еще несколько лет назад ситуация была иной, и ТРК боролся с НТВ за третье место по Петербургу. Аудитория ТРК становится меньше, чем тираж любого цветного городского журнала. Рекламные блоки небольшие, серьезных рекламодателей нет и, судя по всему, рыночная стоимость программного продукта телеканала невелика. При этом в городе есть силы и средства, чтобы создать достойное городское телевидение; на фоне его качественного продукта легче было бы проводить и всякие политические идеи. Нужно только, чтобы это телевидение стало чьим-то бизнесом и чьей-то профессиональной амбицией.

* СТРИЖАК Юлия Николаевна - в 2000-2003 гг. главный продюсер ТРК "Петербург".

Назад Назад Наверх Наверх

 

"Черная метка" ценой 9 000 000 000
Петербургская экология получила от Смольного очередную "черную метку".
Подробнее 

Крайние больницы
В конце октября стало известно, что на месте Онкологической больницы № 8 отныне будет бизнес-центр.
Подробнее 

Заплатка на дырявом обмундировании
1 октября долго и бурно обсуждавшаяся практика государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений начала внедряться в России.
Подробнее 

"Империал" эпохи Матвиенко
Очередное строительное чудо эпохи Валентины Матвиенко: рядом с Воскресенским Новодевичьим монастырем вдруг вырос 19-этажный жилой комплекс, на который городские власти разрешение...
Подробнее 

Смольный: ставка на аварийность?
Жители 24 домов в Петербурге могут в скором времени лишиться своих квартир и быть переселены в спальные районы - эти дома Смольный признал аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Подробнее 

Со львами в Страсбургский суд?
Самым громким архитектурным скандалом прошлой недели стало обсуждение дальнейшей судьбы особняка князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, более известного среди петербуржцев как "Дом со львами".
Подробнее 

Архитектурный дефолт
Дефолт - это неспособность обслуживать часть обязательств.
Подробнее 

Гунькина архитектура
И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано.
Подробнее 

Дольщики голодают в ожидании Матвиенко
Обманутые дольщики Петербурга в очередной раз пошли на крайние меры борьбы за свои права - объявили голодовку.
Подробнее 

И Исаакий дрогнет от подземки?
Скоро откроется новая станция метро - "Адмиралтейская".
Подробнее 

Гунькина архитектура //
Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости.
Подробнее 

Уйдет ли с молотка "Штандарт"?
Фрегат "Штандарт" - корабельный символ города, собственноручно построенный ребятами, восемь лет успешно плавал по всему миру.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru