Weekly
Delo
Saint-Petersburg
В номере Архив Подписка Форум Реклама О Газете Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
Комментарии
Вопрос недели
События
Город
Власти
Анализ
Гость редакции
Взгляд
Человек месяца
VIP-рождения
Телекоммуникации
Технологии
Туризм
Светская жизнь
 Циклы публикаций
XX век - век перемен
Петербургские страсти
Судьбы
Поколения Петербурга 1703-2003
Рядом с губернатором
Что читает Петербург? 28/7/2003

Артуро Перес-Реверте: О, Макарена...

Елена Травина

Артуро Переса-Реверте стали активно раскручивать еще год назад, но время было выбрано крайне неудачно. Все в Петербурге читали Пауло Коэльо и ни о ком другом не говорили. Потом подошло время Мураками и второго захода Коэльо - теперь в мягкой обложке. И вот, наконец, книги Переса-Реверте дождались своего массового читателя.

Все говорит за то, что они могут быть отнесены к разряду бестселлеров. Лихо закрученный сюжет, детективная линия, страстная любовь, философические размышления о бренности сущего - все это привлечет массу читателей. При этом все романы связаны тонкой незримой нитью: в каждом есть деталь из другого романа. Это может быть проходной персонаж, название книги или картины. Так получается сериал. А у сериалов свои особые правила.

Правило первое - бурное начало (чтобы зритель или читатель не сбежал, зевая от скуки). Здесь Перес-Реверте неподражаем. Начало практически любой книги обещает бессонную ночь, потому что на завтра чтение отложить невозможно.

Правило второе - узнаваемые, шаблонные персонажи. Красавица - непорочная (в душе) и, естественно, красивая; герой отважен и безрассуден; злодей - внешне привлекателен, но отвратителен (тоже в душе). Есть недотепа, есть Дон Кихот, есть совсем карикатурные типы. Чего только не умещается в одном флаконе.

Правило третье - страстная любовь. В романах Реверте этого добра сколько хочешь. Есть разделенная, есть неразделенная, есть платоническая, есть как бы отеческая, есть гомосексуальная. Каждый выбирает свое.

Правило четвертое - обычный человек попадает в необычную жизненную ситуацию. Читатель или зритель, затаив дыхание, наблюдает, как он из нее выбирается, попутно примеряя одежки героя на себя.

Правило пятое - для подстегивания интереса в канву романа должны быть введены элементы детектива. Убийств должно быть, как минимум, три, а основным подозреваемым - главный герой. Он, собственно, и распутывает преступление, потому что не хочет садиться в тюрьму.

Правило шестое - обязательны красивые раздумья героев о добре и зле, которые подчеркивают их интеллектуальный потенциал и намекают на то, что они (герои) не лыком шиты.

Правило седьмое - в романе должна быть злоба дня, узнаваемая по газетным публикациям и разговорам с сослуживцами. Если роман - исторический, то эта злоба взывает к вневременным, общечеловеческим ценностям.

Все эти правила присутствуют в романах Переса-Реверте, но, похоже, как и в сериале, не спасают положения. Потому что примерно на середине читатель активно включается в творческий процесс, заменяя выдохшегося автора. Прямо как у Высоцкого: "Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, - и спекся". Выбираясь из им же самим завязанного узла, Реверте умудряется из всего веера возможностей выбрать самые тривиальные. Хотя в этом он, наверное, и следует правилу сериала - ничего оригинального.

В шахматной партии, сыгранной не на жизнь, а на смерть в романе "Фламандская доска" (М., ЭКСМО, 2003), существуют более изящные ходы и комбинации. А весь драматизм романа "Кожа для барабана" (М., ЭКСМО, 2003) в итоге сводится к тому, переспит ли красавец-священник (этакий Джемс Бонд от католической церкви) с красавицей же, аристократкой по имени Макарена, или нет.

На правиле седьмом, касаемо злобы дня, хотелось бы остановиться чуть подробнее. Правда, эта злоба дня относится не столько к православным россиянам, сколько к католикам. Ведь сюжет романа "Кожа для барабана" вертится вокруг проблем католической церкви, с которыми она подошла к XXI веку. Хотя, если смотреть шире, это проблемы любой церкви в современном мире.

Один из героев романа гневно бичует Ватикан за то, что в третий раз в своей истории он теряет паству. В первый раз это произошло в результате Реформации, вторая потеря связана была с эпохой Просвещения. Сейчас возникло очередное непонимание между людьми и церковью, которая в очередной раз не может вписаться в новые условия жизни.

Перес-Реверте устами своих героев живописует отход нынешней курии от установлений II Ватиканского собора. Прежние либералы сами превратились в консерваторов-интегристов. Возродилась инквизиция, пусть под новым названием, и единственным отказом от старого содержания является то, что теперь никого не сжигают. А это, как мы помним из истории, было особенно актуально для Испании, где происходит действие романа.

Всему виной, как считает Реверте, папа-поляк Войтыла, который окружил себя соотечественниками, плетущими сеть интриг и раздоров. На потребу публике выставляются поездки папы в разные страны, а на деле в Ватикане происходят страшные дела. Все силы брошены на борьбу внутрицерковных партий, и никому нет дела до простых людей, отдаленных приходов и разрушающихся храмов. А каждый закрытый храм - это закрытый для спасения кусочек неба.

Впрочем, демонизация фона, на котором происходят события, - хороший ход писателя. На этом фоне более ярко выглядят чистые намерения людей, спасающих свой храм от грязных лап банкиров и спекулянтов землей. А какая любовь вырастает из этой борьбы!

О, Макарена...

Назад Назад Наверх Наверх

 

Что читает Петербург // Грядущий Аттила // Игорь Ефимов об истоках международного терроризма
Издательский Дом "Азбука-классика" выпустил необычную книгу: "Грядущий Аттила.
Подробнее 

Разномыслие в СССР глазами Бориса Фирсова
Книга Бориса Фирсова "Разномыслие в СССР.
Подробнее 

"Нечеловеческая" история Андрея Столярова
"Освобожденный Эдем" - футурологическое исследование Андрея Столярова, известного нам больше в качестве писателя.
Подробнее 

Несвоевременная книга
Вышла в свет весьма интересная и своеобразная, хотя, увы, несвоевременная книга.
Подробнее 

"Настоящий мужчина" в настоящей жизни // Александр Мелихов анализирует эпоху
В книге Александра Мелихова "Любовь-убийца" (Лимбус Пресс, 2008) - шесть рассказов и одна солидная по размеру повесть.
Подробнее 

"Только когда пишешь, счастлив" // Новая книга Елены Елагиной
В конце 80-х Елена Елагина появилась на конференции молодых писателей Северо-Запада и сразу стала открытием.
Подробнее 

"И возвращается ветер..."
К началу президентской кампании издательство "Захаров" выпустило автобиографию Владимира Буковского "И возвращается ветер...".
Подробнее 

Страшно быть богом // Андрей Столяров как либеральный нелиберал
Обычно мне приходится встречать нелиберальных либералов.
Подробнее 

"Россия", сделанная под Голливуд // Анонимщики-коллективщики в тоске о новом монархе
"Проект "Россия"" (М., 2007) - книга-агитка, книга-прокламация на 380 страниц.
Подробнее 

Чуть слышный голос экспертов
С 2001 года как в отечественных, так и в зарубежных сочинениях, посвященных исламу, безусловно доминирует актуальная тема "ислам и политика".
Подробнее 

На восьми фронтах // Китай как он есть
Недавно изданную книгу Питера Наварро "Грядущие войны Китая.
Подробнее 

Откуда берется "сфабрикованное большинство"? // Новая книга политологов
Коллективная монография "Третий электоральный цикл в России, 2003-2004 годы" под редакцией хорошо знакомого читателям "Дела" Владимира Гельмана продолжает цикл работ, анализирующих выборы 1993-1996 и 1999-2000 гг.
Подробнее 

 Рекомендуем
исследования рынка
Оборудование LTE в Москве
продажа, установка и монтаж пластиковых окон
Школьные экскурсии в музеи, на производство
Провайдеры Петербурга


   © Аналитический еженедельник "Дело" info@idelo.ru